Рецензия на книгу Детство Иисуса от psycho

"- А как тебя зовут?
- У меня нет имени. Мне еще предстоит его добыть…"
Все время пока читал книгу, а листал я ее внимательно, вчитываясь в каждую деталь, меня терзал лишь один вопрос – зачем столь явная отсылка в названии? "Иисус" упоминается только на обложке – в самом тексте его нет. Разве Кутзее, не мог завуалировать это имя? Или, что первое приходит на ум – имя приправлено для аромата скандальности? Я гадать не хочу, а лишь выскажу мнение, основанное на закрытии книжки, на личном восприятии. Имя в названии обязывает, вгоняет в рамки. Открывая книгу не нужно искать подтверждение библейской аллюзии, ты заранее осознаешь этот символ/маркер. Кутзее просто берет за руку и показывает иной…взгляд. Дарит мысли.
Сама книга увлекла на столько, что я буквально перечитал Евангелие от Луки, а после еще и листал Википедию... По сюжету (который прекрасно раскрыт в аннотации) Симон с мальчиком приплывают в Новиллу на судне. Без воспоминаний о прошлой жизни и старого багажа. Мальчик потерялся на судне, родителей нет. Только Симон, который поддерживает своего юного друга, выступая хранителем и наставником. Все что от него требуется, он странным образом ощущает это в глубине себя, найти ребенку маму. Как она выглядит? Мальчик не помнит ни ее, ни своего имени. Симон начинает искать женщину, способную принять малыша в условиях лишений Новиллы. Тут и появляется – Инесс, бездетная женщина за тридцать с двумя братьями. Собственно, значение имени я и искал в сети.
*Инесса – в пер. чистая, непорочная.
А Симон?
Евангелие от Луки, 2.25
"25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем"
Из книги:
"Ежедневно поднимая и перетаскивая тяжести, он не укрепляет свои силы, а опустошается. Он начинает себя чувствовать почти бесплотным духом, боится потерять сознание на глазах…"
История преображается, когда юный Давид (временное имя) идет в школу с любимой книгой "Дон Кихотом" под мышкой. Без энтузиазма Давид сидит за партой, нарушает субординацию, вселяет сомнения в авторитет учителя, отказывается принимать наставления и отрицательно влияет на детей. Становится дружен с иным взрослым "искусителем"… Именно тут то и приходит осознание - Кутзее показывает иное? Зарождение особенности? Словно мальчик должен сделать выбор? Или жить, как с отрицательным, так и положительным?
Что необходимо перебороть в себе – навязанную особенность или свою посредственность? И что сделать тяжелее?
Отличительная черта этой книги Кутзее – количество диалогов, стилистическая лаконичность и отсутствие грусти. Вы можете читать это, как историю о поиске мамы и взрослении. Только понравится ли она вам? Сомневаюсь. Все-таки аллегории огромны и увлекательны. Задумываешься в контексте аллюзии, а не о самой истории. Хотя кто-нибудь, найдет прекрасное в самих персонажах. Кутзее великолепно показывает иное мироощущение и взгляды, чужую особенность. Повествование идет от лица Симона и его праведных убеждений (иногда наивных и смешных). Мне это напомнило мнение о "коллекционере" Фаулза, где якобы видна борьба сознательного и бессознательного. Тут же скорее, дело в разумности Симона и иррациональности Инес. Ранее я уже это замечал, что Кутзее часто сталкивает между собой различные вариации бытия, вселяя в читателя чувства каждой из сторон.
Во всей истории выделю девушку – Анну, как персонажа со своим шармом и неприкасаемой сексуальностью.
Понравилось, как Симон с мальчиком садятся на автобус под номером 29 и отправляются в путь. Кстати, номера автобусов будут указываться и в дальнейшем. Полистав свою библию и сопоставив другие номера, я все-таки склоняюсь, что это путь в "неизвестную историю". Ибо в разных Евангелиях глава 28 – последняя. Хотя, наверное, это я "перечитался")) или у меня такая библия.
Обожаю многогранные книги Кутзее, где нет определенности и идейной лаконичности.
" - Теперь дважды подумаю, прежде чем с тобой играть, - говорит он. – В тебе настоящий дьявол."
Вот это да! так красиво) в хотелках лежит, и ты четко подтвердил, что надо брать.
мне нравится, когда аллюзии и ассоциации окружают текст.
Спасибо!
Очень интересно расписал и даже заинтересовал, хотя конкретно сейчас эта тема меня не возьмет за живое. Нужно подождать.
Но я люблю когда аллюзии на известных личностей есть))
Опять Кутзее))) Потрясающе! Чувствую, скоро я снова позову Кутзее в гости из-за твоих (ничего что на ты?) завлекающих рецензий! И библейские аллюзии как раз вовремя, пока свежи воспоминания....
@neveroff, дерзай :) но это не типичный стиль Кутзее, как по мне. Но мне понравилось..
@liu, на ты, давно пора :)
у Кутзее еще парочку почитаю..
Воспоминания по Библии? Мне проще держать ее под рукой, ибо какие то детали, все-равно не упомнить. Хотя я далеко не набожный человек, к слову)
@psycho, буду ждать следующих кутзеевских рецензий) По мне, так чтобы читать Библию совсем не обязательно быть набожным, более того, зачастую какой-нибудь атеист знает её лучше иного религиозного человека. А для меня Библия всегда представляла собой историко-мифологическое собрание сочинений.
@psycho, Да-да, воспоминания по Библии, так просматривала некоторые моменты в связи с поездкой в Израиль.
@liu, я ее так и представляю) собрание сочинений..
Ну и под цитаты там много, что можно брать.
Одну меня Кутзее отталкивает?) Да что же такое...
Жду когда закончится твой флешмоб на Кутзее
@psycho, у меня цитирование Библии закончилось в 10 лет)))) Но вообще такое цитирование иногда круто звучит, зависит от ситуации и интонации.
@liu, у меня преподаватель, каждый раз лекцию начинал с цитаты из библии)) не был верующим..такая фишка)
@lerochka, :)) книги две еще будут Лер.
@psycho, хорошая фишка! И ураааа, ещё 2 книги Кутзее)))))