Рецензия на книгу Четыре четверти. Взрослая хроника школьной любви от AprilDay
Уже недели две как прочитала эту книгу. Я не могу оценить ее объективно, потому что первыми эмоциями при мысли о ней по-прежнему остаются раздражение, недоумение. Особого негатива нет, но первыми в описание повести просятся слова "странная" и "бессмысленная".
Женя - невероятно одаренный шестнадцатилетний мальчик, честный, прямой, с юношескими идеалистическими убеждениями. Он талантливый художник, почти гениальный скульптор, искусен в фехтовании. Он прирожденный лидер, у него строгие моральные правила, у него железные принципы и чувство собственного достоинства. Всего прекрасного и идеального в нем так много, что к середине книги он парадоксальным образом стал мне крайне несимпатичен. Был же такой забавный эксперимент: взяли актера с самыми красивыми глазами, наложили на его фото самые красивые нос, брови, губы, уши, волосы – и получился уродец. Или, как говорят, нет абсолютно симметричных лиц, и хотя людям подсознательно нравится все симметричное, если искусственно выровнять фото лица – оно получится скорее отталкивающим. Так же Женя – он чересчур хорош, чтобы нравиться читателю.
Маша - невероятная красавица и умница. Она новенькая в выпускном классе, при ее появлении в начале учебного года начинается какая-то просто собачья свадьба. Как персонаж, Маша прописана невнятнее и слабее Жени, неким фоном, музой его жизни. Ей посчастливилось, что Евгений выбрал ее, плата за такое сомнительное счастье несоразмерно велика. Не могу понять, в какой момент Маша выбрала Женю. Она словно просто плыла по течению, кто победит в импровизированном рыцарском турнире – тот и получит королеву. Может, это выражение жизненной позиции автора, что женщина должна быть «дичью», а мужчина – «охотником»?
Все герои очень странные в том плане, что очень уж они «разносторонние»: например, Маша, умница, медалистка, интеллектуалка искренне считает смешной историю, когда парень отхлебнул из бутылки, рассчитывая, что там портвейн, а там оказалось подсолнечное масло. По-моему, это уровень юмора двенадцати лет максимум.
«Богатый» язык очень отвлекает. Хотя есть хорошие находки, здесь много пафоса, вычурности. Многие выражения, на мой вкус, явно надуманны и неприятны – «отвисшая челюсть балкона», «огрызок надкушенного дня».
И раз уж главные герои принципиально честны и бескомпромиссны, вспомню и я свой юношеский максимализм. Не хочу никаких подозрений и разоблачений, просто скажу как есть: мне показалось, что эта повесть – переработка повести Галины Щербаковой, по которой был снят фильм «Вам и не снилось». Этот фильм, очень хорошо помню, поразил меня в детстве. Я влюбилась в Катю и Романа, возненавидела Катину бабку, сыгранную гениальной Татьяной Пельтцер, плакала в финальной сцене. От книги же полное ощущение, что, взяв события семидесятых-восьмидесятых, их перенесли в двухтысячные. Атмосферу нелепости и безысходности нагнетают борьба за здание художественной студии, история с Машиной подругой в Санкт-Петербурге, Женина торговля на Арбате, венчание, таскание продуктов молодому мужу… Когда Галина Щербакова отправила свою повесть в журнал «Юность», ее попросили переписать буквально пару предложений в финале. Повесть «Четыре четверти» редактор, наверное, не стал бы рассматривать вообще. Хотя о чем я, ведь она издана.
Мое мнение, чтобы серьезно писать о любви вообще и о таком сильном чувстве, как у героев повести, в частности, нужно обладать особым чутьем, тонким вкусом, тактом, деликатностью. Здесь же автор как будто хотел как можно сильнее поразить читателя несправедливостью и жестокостью жизни. Всего так много, что от лирических переживаний героев отвлекаешься на сюжетные ходы, а реакция на количество несчастий на голову бедных Ромео и Джульетты провоцирует не эмпатию, а реакцию «Да ладно!» Читать ли книгу? Посмотрите лучше «Вам и не снилось!»
#Б1_4курс
Балкон - ещё ладно, но день - это уже вообще… Не зря у меня сразу на эту книгу взгляд не лёг))
@cupy, да, сами по себе такие фразочки может и неплохие, но просятся куда-нибудь к поэтам-декадентам, никак не в подростковую повесть. Спасибо, что одолела мою "портянку" )
@AprilDay, не, про день я не хочу даже у декадентов читать)) Балкон хоть призван увидеть окружающий мир по-новому))
Так долгожданный же.. предмет одежды)
@cupy, а я то как долго этот самый предмет одежды мусолила )) прям крестиком вышить его можно было за это время вдоль и поперек )
эта книга в книжных сейчас стоит на каждом углу, я даже почти купила.
И хорошо, что не решилась
@loki, если бы я эту книгу купила, ух, как меня жаба задушила бы потом ))
Уважаемая Ирина. Не буду повторяться. Каждый вправе на собственное восприятие, независимо от того, что вкладывал автор. Те, кто впервые прочли роман в 14-17 чаще всего смотрят на него совсем иным взглядом, даже перечитывая в старшем возрасте. Что касается формы, то меня всегда удручала шаблонность и почти полное отсутствие внимания к языку, его образности у подавляющего большинства современных писателей. Я не понимал, почему язык поэтов как правило недоступен прозаикам. И знал, что сам так «плоско» писать не буду. К примеру, ни в одном из моих романов я не использовал в диалогах «он сказал», «она сказала» для обозначения автора слов. Русский язык бесконечно богат, чтобы, не повторяясь, предложить сотни других, несущих дополнительный смысл вариантов. Забавно, что я встречал критику ровно за то, что другие считали отдельным достоинством романа. Хотя это вполне понятно.
Редакторы, немолодые женщины двух разных издательств, признавались, что влюбились в моего главного героя. Одна из них добавила, что он даже снится ей по ночам. Что же касается сравнения с одной из моих любимых повестей Галины Щербаковой «Вам и не снилось», вышедшую в журнале «Юность» в 1979 году, то могу Вас заверить, что свое вступительное сочинение по собственному еще ненаписанному мной роману датировано 1977 годом. Так что «списывать» мне было бы крайне сложно. А тема первой школьной любви будет всегда, и всегда в ней будут двое влюбленных, будет школа, будут учителя, будут их родители и друзья. А как бы Вы хотели? Но при всей моей искренней любви к повестям Г. Щербаковой, Г. Полонского («Доживем до понедельника», Ключ без права передачи») они сосредоточены в значительной степени на одном конкретном эпизоде из школьной жизни. Роман «ЧЕТЫРЕ ЧЕТВЕРТИ» многие считают более «глобальным» уже по масштабу не только самой истории любви, череде проблем и вопросов, но и по яркости и неординарности образов главных героев, которым нет близких аналогов в современной литературе. Возможно, этим они и интересны тем юным читателям, которые превратили их в свои идеалы.
Спасибо Вам.
@yurykozlovsky, Спасибо, что потратили свое время, но не нужно что-то объяснять и доказывать, мне просто не понравилась эта книга. "Никогда не оправдывайся - твоим друзьям это не нужно, а враги все равно не поверят".
Ух ты, тебе сам автор ответил! "Во техника дошла")
А я как раз люблю про огрызки челюсти) но если книгу автор начинал писать в конце 70-х, а теперь она о поколении двухтысячных.... даже не знаю
У Жени ведь есть какой-нибудь изъян, делающий его ближе к народу?
@diachenko, сама в шоке ) собираюсь писать рецензии на романы Лукьяненко, и в душе теплится крошечная надежда -а вдруг ))))
Изъян у Жени -его тиранический характер. Когда читала, еще думала, у него все задатки будущего самодура и мелочного тирана. Ну и есть еще по мелочи, не буду всего раскрывать )
Почитай, любопытно твое мнение!
@AprilDay, на Кинга всем Ридли пишем и ничего...))
Ой, не люблю мелочных тиранов, а возмущаться потом начну - меня не остановишь)
@AprilDay, начала читать и, как говорит автор, не моя это книга. Хотя странное дело - я люблю пострадать вместе с героями и витиеватость написания обожаю... здесь все это есть, но какое-то все ненастоящее что ли, как соевое мясо.
Простите, уважаемый Александр, если вы прочтете мое нелестное сравнение. Трудно, наверное, объединять в себе физика и лирика одновременно.
@diachenko, Не твоя книга? И даже "редакторы, немолодые женщины двух разных издательств" не вдохновляют дочитать ? ) А если серьезно, соевое мясо - отличное сравнение.
@AprilDay, не вдохновляет даже то, что некоторые по три раза перечитывают. А я думала:"Вот прочту, мне понравится и попру против всех")
А мне книга понравилась. Хоть я далеко и не молод. Немного напомнила Зубную фею Джойса. Но именно немного, книга вполне самостоятельна и написана хорошим языком. А почему школьники так изысканны и образованы, не всегда походи на реальных? Так это не жанр соцреализма. Это другое и более интересное. И здесь очень тонко отражён момент почему таким как Женька не найдётся место в сегодняшней России
@AleksandrTrifonov, спасибо, что поделились мнением!