Рецензия на книгу Педагогическая поэма от neveroff

написал рецензию13 сентября 2016 23:55
Оценка книге:
8/10

Да уж, Макаренко - еще тот мичуринец! Из разрухи создал какое-то восьмое чудо света. Кстати, приходилось слышать, что мол всё, что тут написано - утопия и выдумка, невозможная в реальной жизни. Но ведь весь прикол в том, что это всё - исторический факт. Просто настоящий Педагог смог понять главную идею: как в футболе тактика подбирается под конкретных игроков и их соперников, так и тип воспитания должен подбираться под конкретных людей и окружающие условия, а не наоборот, как делали до Макаренко, и что самое удивительное - чаще всего продолжают делать и после.

Суть книги в том, что это как бы производственные мемуары. Однажды учителю навязали организовать колонию для малолетних преступников, которую он стал строить по принципу трудовой коммуны. И создал единый живой организм - коллектив.

Что меня удивляло больше всего:
1. Я не думал, что книга написана таким легким языком. Читать очень приятно и интересно, хотя повествование с точки зрения НЕ специалиста - несколько затянуто.

2. Как только я начинал сомневаться в реальности происходящего и начинал думать, что мне подсунули пластмассовый мексиканский сериал про идеальных людей, тут же происходило что-то, чего мне как раз и казалось, что не хватает для "настоящности": непослушание, кражи, драки, проституция, столкновения с аборигенами в виде селян, даже убийства.

3. Как же Макаренко умудрился опубликовать в советское время книгу, в которой как минимум трижды высказался в негативной форме о действующих партийных методах? Я сейчас говорю не о его непосредственных начальницах-дегенератках, одна из которых великая Надежда Константиновна Крупская, а вторая не знаю кто. Имена он изменил.
Итак, три антисоветских высказывания:

а). Хозяина мельницы арестовали как кулака и уже много лет никто на селе не может справиться с этой техникой - не умеют. И вот проскакивает фраза, что прежде чем кого-то репрессировать, нужно сначала головой думать.

б). Хозяина кузницы могут арестовать как кулака, и мужчина добровольно переходит в коммуну к Макаренко, чтобы работать на как бы советскую организацию. И вдруг звучит фраза: его приняли, но все знали, что после того как он будет не так нужен, все равно арестуют. Т.е. тупо обман и использование человека.

в). А это вообще красиво - когда отбирают у селян самогон и аппараты для его изготовления, деда стыдят, мол, людям хлеба не хватает, а вы тут из него бражку гоните. И вот ответ: тот кто хочет и умеет работать, будет иметь хлеб при любой власти, а сейчас типа (не сказано, но подразумевается - при Советах) большинство работать не хотят, а только видимость делают.
Можно списать, что это говорит нехороший зажиточный дядька. Но прикол в том, что подтверждением этих слов являются все последующие страницы книги...

А вообще я понял одну такую странную вещь. Такие удивительные, фактически утопические коммуны могли дать огромный эффект только при СССР. Не секрет, что их прототипы были и в Штатах, и в Европе. И много. И тоже довольно не бесталанные. Но ТАКОГО и ТАК БЫСТРО никто не достигал в других странах. А всё почему? Потому что проблема не в педагогах. И не в детях. И даже не в средствах на их воспитание.

Такие организации как ШКИД и коммуна Макаренко могли существовать только в пору Советского Союза, при действующей во всей красе советской системе, потому что главная задача этих организаций в итоге сводилась к одному - к противостоянию этой самой советской системе! Да, это парадокс. Но вот такая борьба, желание выиграть войну у тех, кто обязан был помогать, а сам на следующий же день, прямо с утра, начинает ставить палки в колеса, врать, подставлять и зажимать гайки, вот это острое чувство несправедливости и заставляло развиваться невероятными темпами.

Впрочем, такими же темпами потом всё и уничтожалось. Потому что держалось исключительно на харизме конкретных людей, готовых идти до конца. Через десяток лет тех, кто таки не сломался и шел до конца возьмут в Ежевые рукавицы ребятки из "троек" наркома Николая Ивановича Ежова, и отправят в весьма затяжное турне... Но это совсем другая история, не имеющая отношения к данной, тем более что Антону Семеновичу посчастливилось не дожить до тех массовых репрессий. И тем более античеловеческая политика вышеназванного государства никак не умаляет, а только увеличивает ценность подвига, который совершил со своими мальчишками этот одаренный человек.

#флешмоб_Школа

@tatsiana14 сентября 2016 0:02

Всё хочу прочитать, но как то руки не доходят( Хотя не мешало бы и как педагогу, и как психологу.

Ответить

@neveroff14 сентября 2016 8:28

@tatsiana, прочитать как профессионалу нужно, безусловно. Хотя я не думаю, что это можно применить в обычных условиях обычной школы... Там все завязано на коллективе постоянно варящемся в себе. А вот суворовские училища, мне кажется, наверняка по методе Макаренко строились.
Главная идея - ребенок должен быть все время занят полезным делом, но с учетом его талантов и интересов (в мирном русле))) )
Но для меня осталось загадкой как же этому человеку удавалось перестроить мозги вчерашним преступникам, хулиганам и бомжам в дико короткие сроки...

Ответить

@tatsiana14 сентября 2016 9:27

@neveroff, с "трудными" детьми, по словам психологов некоторые фишки работают. Все же нучно прочесть. И смогу написать рецензию как специалист)

Ответить

@cvbnbvcvbn12314 сентября 2016 9:55

На такое надо жизнь отдать, и забыть про себя

Ответить

@neveroff14 сентября 2016 10:06

@tatsiana, да, было бы интересно посмотреть на отзыв именно профи)))

@cvbnbvcvbn123, а педагогика и медицина, собственно именно это и подразумевают изначально. Я так считаю...

Ответить
Похожие рецензии
@tatyana_romanenko 5 декабря 2013
Эта книга, несмотря на время написания и идеологию. и сейчас должна быть в авангарде педагогики. И только зашоренность, заангажированность, безразличное отношение чиновников к образованию позволили ...Читать далее
@baska_kielbaska Бася Колбася 3 октября 2014
Книга будет интересна всем, кто ностальгирует по советским идеалам, и тем, кто интересуется педагогикой на любительском и профессиональном уровне. А. Макаренко описывает собственный опыт организации ...Читать далее
@umka2517 Ирина Мухина 9 августа 2015
Книга хороша, ничего не скажешь. Я бы ее подарила многим родителям и даже бабушкам и дедушкам. Книга написана конечно же в советские времена. Методы обучения,примеры ...Читать далее
Гарри Поттер и Орден Феникса
Июль - Август, 2015
Заметки - это удобный и простой способ хранить нужную информацию
или мысли о книге для личного использования. Ваша заметка будет видна только вам.
Помоги Ридли!
Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.
Зарегистрируйтесь, и вы сможете:
Получать персональные рекомендации книг
Создать собственную виртуальную библиотеку
Следить за тем, что читают Ваши друзья
Данное действие доступно только для зарегистрированных пользователей Регистрация Войти на сайт