Рецензия на книгу Школа Достоевского от neveroff
Первое что нужно знать читателю этой небольшой книжки - это СОВСЕМ не художественная литература! Стилистика данной рукописи - нечто среднее между методичкой и отчетом о проделанной работе. Автор ее - прототип знаменитого директора школы из популярного романа Республика Шкид. По всей видимости, он почитал ту книжку своих воспитанников, где-то ностальгически посмеялся, где-то умилился, но по большей части - ужаснулся и засел писать объяснительную: нужно же оправдаться перед Отечеством, а то вообще непонятно зачем в ШКИДе был нужен директор, воспитатели и учителя. Вполне хватило бы одного повара.
Параллельно педагог приводит цитаты из вышеназванной книги Пантелеева и Белых, а также постоянно сравнивает свою методу с работой Макаренко, описанной в Педагогическая поэма. И если по приключенческой "Республике" можно подумать, что учителя в этом детдоме тупо просиживали штаны, то Виктор Батькович рьяно доказывает обратное. Причем не без успеха. Многие его мысли дельны и хороши. Некоторые и утопичны, но на то это и 20-е годы, когда люди реально верили в возможность построения коммунизма. Честно говоря, мне кажется, что только тогда и верили, а дальше уже делали вид, потому что поняли насколько это невозможно.
Но читать это произведение сложновато: писательским талантом директор школы имени Достоевского не обладает. Больше всего мне понравилась его заочная полемика с критиками - уже вышеназванным Макаренко и тетенькой Н.К. Крупской, которая, похоже, критиковала вообще всех подряд и постоянно всем была недовольна. Эх, совсем плохо Вовка Ленин выполнял свои супружеские обязанности. Некогда ему, бедолаге, было - старый мир нужно было разрушать...
Мое резюме: не жалею, что прочитал, но по моему мнению эта книга предназначена только специалистам. Ну или большим фанатам "Республики ШКИД", которым будет интересно узнать КАК же там всё было на самом деле. А было там очень и очень многое по-другому. Начиная с организации, и заканчивая взаимоотношениями.
хотела спросить, обладает ли автор-директор школы литерат. талантом, чтоб книжки писать. Но ты уже ответил на вопрос)
@rina_rot, на мой взгляд - нет. Мысли умные, и чувство юмора на месте, но как рассказчик уступил своим ученикам. но знаю, что есть мнения противоположные)))
А я хотела спросить, много ли там можно откопать по вопросам воспитания и интересно ли, но в последнем абзаце стало яснее)))
@liu, там скорее интересно узнать о реальном опыте человека, который фактически не знал как поступать правильно, а действовал методом проб и ошибок. Причем это опасный путь - с одной стороны - игра с людьми (детьми) может привести к их потере как личностей, а с другой стороны - руководство по шапке дает, мол, нужно действовать как сказали ОНИ, а реально их метод не работает. Макаренко через то же самое проходил... И в обоих случаях нарисовалась Крупская.
@neveroff, как же, коммунистическое воспитание, все дела. У меня глаза сами заказываются при упоминании этой, извините, "бабищи"...