Рецензия на книгу Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя от psymag
"Школа является двенадцатилетним тюремным сроком, где приобретаются только дурные привычки". Остальные страницы книги практически бесполезны, потому что весь смысл книги в этой фразе. Это вообще этакая антиреклама всей системы школьного образования. Мне, как человеку непосредственно работающему в данной системе и видящему все изнутри, читать было интересно, но резко отрицательный привкус, который автор придавал всем своим выражениям относительно школьного образования, иногда раздражал. Образование - это система, которая вырабатывалась годами, где было все - от битья розг и обучения под тенью деревьев до ЕГЭ и экстерната. То, к чему мы пришли особо не радует, но образование - важнейшая функция общества, а оно постоянно меняется и социальный заказ меняется, а систему так просто не сломать и не построить. Дж. Гатто верно подмечает, что, возможно, современная система образования (он говорит про США, но это во многом, относится и к России) производит информационных зомби, учит безразличию, бессистемности, зависимости от мнения окружающих. Выпускники не могут применять полученные знания на практике, они, подчас, абсолютно безразличны к проблемам общества и не могут найти своего места в жизни. А Гатто знает о чем говорит, практически всю жизнь он проработал в школе. Но он предлагает, на мой взгляд, крайне противоречивую альтернативу школьному образованию - семейное образование. Видя многие семьи, я с ужасом думаю, чему могли бы научить родители этих детей.
В общем, книга поднимает много интересных и дискуссионных вопросов, которые задавал себе любой человек так или иначе связанный с образованием. Но эти вопросы не имеют рационального решения, и, мне кажется, не будут его иметь никогда. Хотя, поживем и может увидим, а пока на ум пришла всем известная песенка:
"Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год.
Где это видано, где это слыхано, -
Папа решает, а Вася сдает?!
#флешмоб_Школа
Мне кажется. главная проблема нынешних школ, во всех странах, это то, что там учат, а вовсе не дают образование. Разница известна - то что выучил, забываешь.когда оно не нужно. А образование - это те знания, которые сохраняются навсегда...
@neveroff, а еще много лишнего дают в современных школах, особенно теоретического материала "о том как космические корабли бороздят просторы Вселенной", а в практической деятельности выпускники ничего не могут предложить...((
@psymag, труд и домоводство в прошлом?)
@readman, а толку от того домоводства? Самому страшному - как заполнять книжки коммунальных услуг - никто не учит!)))
Кстати, про "папа решает, а Вася сдаёт", это сейчас сплошь и рядом, работая с детьми и много общаясь с родителями, с ужасом узнаёшь, что большинство детей не могут сделать домашнее задание без посторонней помощи, причём задания вполне элементарные...
@liu, у нас вообще медалист таким макаром отучился.. Вот так мама хотела медаль))
@cupy, и у меня в классе был такой медалист. А это было, как понимаешь не сейчас...))
@neveroff, @cupy, меня удивляет, как в таком случае пишутся контрольные и сдаются экзамены....
@neveroff, о, частый случай)) Я ещё понимаю помочь с чем-то типа рисования, если вообще не даётся, но до старших классов.. Просто так и остаются они ведомыми.
@liu, ну, мой одноклассник не был глупым. Он бы спокойно учился на крепкие 4. Но маме нужно было пафосно восседать на родительских собраниях. И она проверяла и дописывала за него уроки. А за устные бегала к каждому учителю договариваться. Видимо, и с контрольными также. Сколько раз было, что он не дотягивает до 5, так ему ничего не ставят... Т.е. или пятерка, или ничего...
Самое удивительное, что с большинством детей у него были хорошие отношения, потому что он сам к этой ситуации относился с юмором.
@cupy, да, ведомыми... Парень уже на кладбище, к сожалению. Сначала мама вела к медали, потом друзья привели к наркотикам... И передоз...
@liu, он сидел с отличником, который сам всего добивался, мама-одиночка не так много времени могла ему уделить, а у того медалиста безработная была, вот и тепличные условия. Плюс он был спортсменом, какие-то поблажки по остальным предметам были. И мама зубрить заставляла. А ещё был прикол, когда манипулировал влюблённой в него отличницей, заставляя садиться перед собой, чтобы контрольную нужного варианта списывать
@cupy, я негодую! =) Для меня самое главное - научить ребёнка думать самостоятельно, рассуждать и вообще мыслить логически. Я бы "Логику" как обязательную школьную дисциплину ввела, а то ведь хромает так, что иногда такие казусы выходят в речи и в ходе мыслей....
@neveroff, да уж, повезло, что в случае моего класса спортсменом был, с отличными друзьями, а иначе такой исход логичен..
@liu, да, получалось так, что люди с 1-2 4-ками намного лучше мыслят и багажом знаний в целом обладают, а тот, бедный, на гуманитарных науках, где не вызубрить параграф, вообще сыпался.
Сложновато может быть школьникам, но было бы здорово)
Я прям вижу за каждым предложением одну маленькую девочку)))
@cupy, если бы только одну и только девочку =))))
@liu, одна сейчас отчётливее) а за ней - легион..
@readman, вот этому в школе сейчас практически не учат)) А, например, убирать территорию или кабинет дети вообще не должны, иначе могут жалобу накатать) Так и воспитываем "на пальцах")
@liu, дети сейчас совсем немотивированные пошли, а родители так вообще. Хорошо, что вообще домашнюю работу сделают)
@psymag, так и вспомнилась наша классная, мотивировавшая: "Вот тебе самая лучшая в мире тряпка!"))
@cupy, надо попробовать))