Рецензия на книгу Слепые от Headless
Про что эта пьеса? Про людей. Про большинство. Имя им – легион, ибо их много, поэтому в пьесе они останутся безымянными.
Слепота душ через слепоту тела. Как прямо и просто. Какие они, слепые? Беспомощные, не умеющие защититься даже от опавшего листа, не умеющие понять, что он им не грозит. Испуганные, потому что остались без ведущего. Кстати, сильнейше должно выглядеть на сцене это рассуждение «куда ушёл священник», ведущееся рядом с его трупом.
Или неспособные увидеть мир, не желающие видеть, слышать и ощущать ничего, что нарушит их замкнутый мирок? О, какие они узнаваемые, слепые. Кто-то жалеет, что вышел из приюта, незачем же оттуда выходить. Кто-то стремится выйти в полдень, чтобы перед глазами хоть что-то забрезжило. Кто-то ломает цветы, не видя. Думая, что собирает. Кто-то видит сны. Кто-то надеется прозреть. Возможно, кто-то даже сможет.
Ещё одна интересная штука – тут женщины и мужчины сразу резко противопоставлены. И женщин надо слушать, да, у них почаще случаются проблески и к самостоятельности, и к познанию мира, если уж не через зрение, так через прикосновение хоть.
Молодость и старость тут не так однозначно противопоставляются. Хоть юная слепая и говорит о том, что раньше видела, и надеется на выздоровление. Более того, ей сказали, что это возможно. Но она говорит также, что никогда не видела себя. А не с этого ли начинается слепота? Перестаёшь (или не начинаешь) видеть себя, разучаешься (или так и не научаешься) видеть других. Мир от неё не сокрыт совсем пока ещё, но шаги она уже может перепутать. А кто постарше – и с места тронуться не решается, и коснуться друг друга.
Священник вроде зрячий, а рухнул первым. Потому что его не увидели, в частности. И один он. А сам он много видел, интересно? Глаза его, красные от страданий и слёз, в конце концов, неотличимы стали от глаз слепых.
Большинство из них обречены. Даже если никто страшный не пришёл. А на свою же слепоту обречены. Может, потому так отчаянно кричит ребёнок в конце – от понимания, что зрячий тут только он.
А я под конец сама стала по сторону слепых. И поняла, кто пришёл - Величество явился. Потому что холодно ночью в лесу, он не сразу, он помалу. Впрочем, я оттого и напишу не об этом рецензию, что тут я сама слеповата, меня к зрячести рвёт. Но вообще мне увиделись люди, которых оставил бог. Грубо говоря, такое вот большинство без их моралей, скрижалей и прочего. И стало даже стыдно за то, как люблю часто над тем большинством потешиться - оно ведь сейчас как никогда оставлено без поводыря, особенно к прозрению тянущееся, не слепорождённое. Слепорождённые - это вообще милая, хоть и злая метафора, видала я таких, все видали, в больших количествах. Но я почему так про Его Величество Смерть подумала - потому что тут не даром это со зрячестью так обыграно - "он один видит, но не скажет нам!". Кого перед собой выставляют, "чтоб он мог видеть"? С благими ведь намерениями, а смерти под нос. Холодно в лесу, говорю ж, и воды не принесено. Просто как это вышло? Священник шёл первым, выставленный вперёд, чтобы видел. Вот вам и метафизический круг, только в социуме, совсем не к чистой философии он, но я не социолог, иные выкармливали бахтинскими и платоновскими книжками. Так что вот-с. Жалко Его Величество.
@Mariachi, вы вместе смотрите, с автором. Он тоже видел приход смерти в финале и тоже не намерен никого обличать, это всё человечество разом, и о вере говорил, о том, что потеряли и тыкаются по сторонам. По-доброму и грустно вы смотрите. Так что стану грести потеплей. Спасибо тебе.
@Mariachi, а вы всегда так выражаетесь?
@loki, обычно - да. Но если меня вывести из себя, то буду выражаться непечатно. Однако, чтобы меня из себя вывести, нужно меня же невероятно хорошо знать, а потому можно сказать, что почти всегда.
@loki, кстати, могу я полюбопытствовать, чем вызван вопрос? То есть, вам показалась моя речь слишком вычурной, наигранной или какой?
@Mariachi, а я балдею как вы выражает мысли. Вкусно)))
@Mariachi, просто читаю ваши беседы и интересно стало, вы так всегда говорите или только пишете)
@neveroff, благодарю.)