Рецензия на книгу Гении и аутсайдеры: Почему одним все, а другим ничего? от HelenaL

С книгами по саморазвитию, названия которых в большинстве своём направлены на привлечение внимания, вечно одна и та же история – не знаешь, чего конкретно ждать от содержимого. Уже не особо помню, чего же ждала до чтения, но получила немного не то. Но нескольким фактам, о которых не задумывалась, вполне рада и добавила в копилку знаний.
Здесь рассказывается о двух вполне стандартных составляющих успеха. Одно из них – усердный труд, в доказательство чего приводятся примеры подтверждения известного факта о том, что для профессионального становления в какой-либо области необходимо накопить 10 тысяч часов опыта. Но второе, и играющее серьёзную роль – случайность и влияние обстоятельств. Оказаться в нужном месте в нужный час – это действительно важно. Даже рождение в определённый год или время года может играть роль, и дело совсем не в гороскопах. В качестве примеров рассматривается преимущество рождённых в январе-феврале детей перед своими ровесниками-одногодками при отборе в хоккейные команды, начинающемся как раз с января. В детском возрасте год решает очень много и январские дети действительно могут быть чисто физически сильнее развиты, чем декабрьские. Хотя там и про учёбу приводится пример, но, честно говоря, не помню, чтобы я, будучи одной из самых младших в классе, испытывала по этому поводу какие-либо неудобства.
Некоторые факты из биографии Билла Джоя показывают, что привело к возможности добиться успехов в программировании и разработать Unix. По счастливой случайности в то время, когда проявился интерес в данной области, он учился в Мичиганском институте, обладающим одной из самых развитых в то время компьютерным оборудованием, да ещё и обнаружился баг в программе, позволяющий одному человеку работать неограниченное количество времени. Это стало отличным полем для наработки десяти тысяч часов.
Ещё интересным открытием для меня была ситуация, происходящая на корейских авиалиниях в последнее десятилетие XX века. В то время самолёт управлялся первым пилотом, а второй находился в кабине рядом и мог только оказывать какие-то вспомогательные действия: переговариваться с диспетчером, следить за правильностью действий первого. И оказалось, что назначение капитана – старшего по званию – первым пилотом приводило к увеличению опасности полёта, что с первого взгляда странно, ведь он же более опытен. Но при таком раскладе второй пилот из-за ранговых различий боялся напрямую сказать первому о каких-то ошибках, высказать своё мнение, а намёки в условиях концентрации мозга не всегда доходят до адресата. Также проблемы возникали из-за привычек использовать в речи смягчающие обороты. В некоторых ситуациях их употребление попросту неуместно и может привести к непоправимым последствиям. Собственно, это и в обычно жизни важно: есть ситуации, в которых лучше говорить прямо, а не завуалировано, чтобы верно и чётко донести мысль до адресата.