Рецензия на книгу Отрубленная голова от liu

Когда-то на чтение Айрис Мердок меня натолкнула @cupy и я запоем прочитала "Дилемму Джексона". И уже тогда решила, что надо будет продолжить это знакомство. Теперь уже с её "Отрубленной головой".
Читалось также легко и стремительно, у писательницы очень хорошо получается подобрать нужный ритм и динамику повествования - это увлекательно. Английская википедия сообщает, что многие читатели считают этот роман у автора самым интересным, а британский писатель Уильям Сатклифф отзывается о нём таким образом:
«Из всех романов, где множество людей обманывают (здесь же: манипулируют, соблазняют, мучают) множество других людей - это, наверное, лучший и, конечно же, самый странный. С меньшим количеством философских рассуждений и с большим количеством беспорядочных половых связей (в оригинале "shagging"), чем другие книги Мердок, это радость видеть, как эта замечательная писательница отпускает свои волосы и ее дамские панталоны вниз".
Сатклифф очень коротко, ярко и точно выразил суть романа. У меня бы так не получилось, и поэтому остаётся только с умным видом покивать в знак согласия.
Тем не менее у меня оставалось противоречивое ощущение от чтения. Потому что обёртка и большая часть содержимого это самый настоящий любовный роман с чувственными диалогами и пикантными моментами. Но так как Айрис всё же дама очень образованная и тот ещё философ, то конечно же, она не могла написать любовный роман в вакууме или что-то второсортное. И поэтому противоречивые ощущения сменялись облегчением, когда среди всех любовных лабиринтов ясно вырисовывались серьёзные проблемы, интеллектуальные, психологические, мифологические и философские пассажи.
Здесь не найти ни одного НЕ странного героя - все с чудинками, и с моей колокольни ведут себя оригинально, но во многих отношениях жалко и глупо. Все персонажи - представители так называемой интеллектуальной и творческой элиты 20 века, это богема с её порывом к перепрыгиванию устоявшихся норм морали, они хотят быть выше этого, свободнее. Но кому-то из героев такая позиция очень близка по темпераменту и этот процесс натурален, а кому-то приходится преодолевать границы искусственно, делать неимоверные усилия, что приводит к ряду достаточно драматичных и трагичных состояний, практически до нервных срывов и психологических проблем.
Отсюда вывод: если свободная любовь, измена партнёру, свинг, инцест и прочие развлечения не дарят ощущения душевного комфорта и заставляют страдать всей душой, то может и не стоит так изводиться и заставлять себя.
Но героев засасывает в любовные лабиринты и до конца неизвестно, кто вообще из них выберется и в каком состоянии. Тут по теме можно вспомнить лабиринт Минотавра, но он в книге не упоминался, зато было много других мифологических штрихов. То, как герои примеряли на себя различные маски героев мифов напоминало маскарад: Психея, Афродита, Арес, Гефест, Медуза Горгона. А внутри все оставались потерянными и неуверенными созданиями.
И при всей этой потерянности и неуверенности, герои были наделены маниакальным желанием манипулировать, властвовать и лицемерить. Чувство слабости было равносильно этой жажде власти, прикрывавшейся мнимой заботой и любовью. Возникало ощущение, что рано или поздно герои сожрут друг друга в психологическом, моральном и сексуальном плане.
Самый главный же герой, который внешне был каким-то уравнителем и героем смирения, по-чёрному бухал, запивая виски вином и наоборот, страдая от этого головными болями, болями в желудке и помутнениями рассудка.
Конечно же, не могла не поднять Мёрдок и тему религии - небольшие диалоги по поводу иудаизма, христианства и верований восточных народов (в данном случае японцев).
Я получила немало удовольствия от чтения романа и от того, как среди этого любовного месива расцветали вопросы этики и философии.
@liu, раз понравилась Мердок, может глянешь "Человек случайностей", неплохой роман
@victoria_b, спасибо, думаю, что доберусь до него через какое-то время. А что ещё у неё читала?
@liu, еще я читала "Черный принц" но она особо меня не вдохновила
@victoria_b, вот я как раз к Черному принцу и присматривалась, и ещё к "Море, море". Но не в ближайшее время, Мердок лучше малыми дозами. А что (если коротко) зацепило в Человеке случайности и не понравилось в Принце?
@liu, в "Человеке слуйностей" меня зацепила идея - дилемма между любовью и долгом, а также интересные диалоги и размышления. полностью соглашусь, что все время сложно читать Мердок, по своему эмоциональному фону она мне напоминает Джозефа Кутзее.
@victoria_b, у меня совсем не возникло ассоциаций и связей с Кутзее, там даже разница культур очень ощущается. У Мердок динамика эмоций разнообразнее и герои из совершенно другого теста, у Кутзее же эмоциональный фон более однородный и с долгоиграющим послевкусием. Мердок наносит точечные удары, а Кутзее пилит. Но это конечно просто личные ощущения))
@liu, что Кутзее пилит это соглашусь, но и Мердок иногда утомляет.
@victoria_b, у Мердок есть такая штука - в ней самой борятся 2 начала - мужское и женское, эта дисгармония очень чувствуется, она интересна, но именно она чаще всего и утомляет.
@liu, очень верно подмечено. возможно - это ее внутренний протест, начав читать сложно понять, кто автор - мужчина или женщина. ну по-крайней мере у меня так и было )))
@victoria_b, не, у меня так не было, но я понимаю, что ты имеешь ввиду)))
@liu, Лю, спасибо, что так удачно напомнила про писательницу, а то я за последнее время многие книжные завалы разгребла, но про неё как раз забыла
@cupy, а я по тебе уже соскучилась и здесь на ридли, и вк) Поэтому и взялась за Мердок! В планах ещё пара её произведений, точно в ближайшие пару месяцев, в перемешку с Роменом Гари. Идут они под весеннее настроение хорошо.
@liu, я тоже успела соскучиться и подумывают о возвращении ради такого интригующего фака)