Рецензия на книгу Дядя Сайлас от liu

После "Незнакомки" Энн Бронте, оставаясь на той же волне, было очень приятно перейти к Ле Фаню. Много общего и в стиле, и в красках, и даже относительно объёма, достаточно значительного. Правда, у Ле Фаню воспитательный момент выражен не настолько ярко и категорично, да и феминистическими идеями он не блистает, зато гораздо больше мрачных готических красок. Там и вересковые пустоши, и неприветливый замок, таинственные призраки, убийства и интриги, и в целом тревожная атмосфера.
Что самое интересное, эта атмосфера создаётся большей частью не всеми этими атрибутами готичности, а личностью главной героини, по отношению к которой употребляется ряд повторяющихся эпитетов - нервическая, дерганная, беспокойная, истеричная, легко возбудимая, впечатлительная. Безусловно, нагнетание не сработает, если персонаж сам не будет напуган, но было в этом что-то через чур уж маниакальное, что-то очень личное для автора. В конечном итоге, я не ошиблась - жена писателя страдала неврозами, кажется, на религиозной почве, и умерла в результате нервного срыва. Отсюда же и тема смерти, и касающиеся темы символы.
Ещё немного о главной героине по имени Мод. Она оказалась девушкой юной не только по возрасту (19 лет), но и по душевному состоянию. Воспитание она получила престранное, так как воспитывалась престранным отцом, а затем дядюшкой из названия. И помимо упомянутых эпитетов касательно нервозности, была девушкой талантливой, доброй и отзывчивой, но до ужаса наивной. До такого ужаса, что я несколько раз отвлекалась от книги, дабы не лопнуть от раздражения. Девушки тех времён и так были совсем иного толка по сравнению современными, но эта была концентрированно идеальной для того, чтобы бледнеть, краснеть, пугаться, дрожать, готовиться к обморокам и подвергать себя психологическому, а иногда и физическому, насилию. И всё же, временами она вдруг совершала смелые порывы и действовала здраво, и поэтому временами я ей сочувствовала.
Большей частью, женщины в романе показаны как наивные и глупые создания, наделённые подходящими им талантами при должном образовании, мужчины же в основном тираны и насильники, правда, тоже не отличающиеся большим умом. В итоге, почти все персонажи в той или иной степени туповаты.
Подобно "Незнакомке", в "Дяде Сайласе" затрагиваются проблемы алкоголизма, здесь делается упор ещё и на женском, и на пагубной зависимости от опиума.
Но самый интересный момент в книге касался религии, и не стандартной христианской, а учения Сведенборга, в котором до полной ясности мне разобраться не удалось. Во-первых, имя Сведенборга для меня оказалось не слишком знакомым, а о его последователях я и в помине не знала, хотя википедия подсказывает целый ряд известных творческих личностей, интересовавшихся его идеями. В книге же всё это выглядит как некая секта, окутанная таинственностью, мистикой и не совсем здоровой атмосферой.
Очень добротный роман для любителей классической готической литературы.