Рецензия на книгу Письма о добром от Nyut

Что, кроме уважения, может вызывать фигура учёного Дмитрия Лихачёва? Иное невозможно. Давно хотела почитать его лекции, исследования по русской литературе. Когда узнала, что он был научным наставником Евгения Водолазкина, желание «познакомиться» усилилось. И вот начинаю (надеюсь, буду продолжать) с книги совсем другого рода, с поучительных писем.
От первых страниц повеяло советским идеализмом. Как в фильмах той эпохи, хорошие люди замечательны и необыкновенны во всем. Принудительно отодвигала от себя эту ассоциацию, понимала, что свои советы Лихачёв прежде всего применял к себе самому. Скорее всего, он был образцом и мудрости, и интеллигентности, и воспитанности, о которых пишет.
Каждое письмо озаглавлено и имеет одну тему. Особенно понравилось:
-про зависть - мы завидуем только тогда, когда выбранная нами деятельность не совсем наша и мы не ощущаем в ней своей уникальности.
-про язык научной работы - тут чувствуется, что Лихачёв всецело опирается на свой опыт и не сомневается в своей уникальности и никому не может завидовать. Это не его слова, и он, конечно, совершенно с другой точки зрения рассматривает тему языка и даёт очень ценные советы. Но для меня это ещё и яркий пример-подтверждение его идеи о зависти и о тех случаях, когда ее нет и быть не может.
-о чтении - лучшее чтение - «незаинтересованное», «бескорыстное» не потому что надо, а потому что хочется; спокойное, внимательное, без перескакивания по диагонали, вдумчивое «со смаком»; полезны собственные программы чтения и планы по темам и кругу интересов.
-о пользе знания истории от мировой до локальной (города, посёлка, улицы, дома), о пользе понимания искусства, знаниях исторического контекста тех или иных произведений, о любви к народному искусству
-о филологии и любви к слову, о необходимости для всех стать любителями слова, о связи филологии со всеми гуманитарными науками и о ее важности для любого исследования, потому что за каждым произведением искусства, историческим документом стоит связь слов, называющих реальность и ее явления.
-о ценности жизни.
Мне меньше по душе те места, где автор призывает быть добрыми для своей и общественной пользы, или утверждает, что знание искусства делает в конечном счете человека добрее. Во первых, я не уверена, что всем возможно и нужно стать добрыми и хорошими; во-вторых, я не уверена, что знания влияют на нравственность и духовную жизнь человека, для меня это соприкасающиеся, но не тождественные области. Похоже, определенную дань советской идеологии Дмитрий Сергеевич все же заплатил. И в то же время абсолютна очевидна его искренняя вера во все хорошее в нас.
А мне ещё про правила спора запомнилось.
2-й экзамен сдан)
Как всегда, на душе теплее от воспоминаний об этих письмах) В плане советской идеологии, Лихачёв был человеком хоть и твёрдых убеждений, но не конфликтным, в такой позиции не отдать дань советской идеологии невозможно)
@beshenaia, да, полезные советы)