Рецензия на книгу Клубок змей от Shishkodryomov

"Никогда не говорите, что знаете человека, если вы не делили с ним наследство" Иоганн Каспар Лафатер
Я, Франсуа Шарль Мориак, нахожусь абсолютно всегда в трезвом уме (пью только за чужой счет из-за врожденной скупости и то, в основном втихаря подливаю в чужие стаканы) и твердой памяти (насколько позволяют мне мои 68 лет, грудная жаба и то, что злопамятно записываю в дневник. Вернее, даже не дневник, а нечто, что далее превратится в книгу, получившую множество премий), в соответствии с Договором № 666-бис, обязуюсь умереть не позднее 1 апреля нынешнего года и оставить все, принадлежащие мне материальные ценности стоимостью несколько миллионов, моему самому любимому потомку. А теперь, твари, помучитесь - побегайте, пошустрите и попытайтесь выяснить - кто из вас самый любимый. Конкурс таким образом объявлен и мы посмотрим на ваше поведение. Хе-хе.
В 47 лет Франсуа Мориак чудесно изобразил старого сгорбленного дедушку. Собственно, ему и играть-то не потребовалось. Думаю, что таковым он был уже и в лет 15. Вообще, это так замечательно, когда есть кто-то, на фоне которого, ты, мрачный зануда, выглядишь чуть ли не жизнерадостным розовощеким мальчуганом. Встречается порою где-то у кого-то явное сгущение красок - здесь же все настолько обстоятельно, продумано и вместе с тем противоречиво и прекрасно, что в процессе чтения невозможно скрыть своих восторгов. Тема наследства, конечно, выбрана великолепно. Мориак описывает в ходе сюжета себя как ловкого дельца и он это подтвердил, сумев вытащить на свет божий всю истинную натуру человеческую, которая везде и всюду скрывается за лживыми масками. Этак можно всю жизнь улыбаться друг другу, кланяться, целоваться в десна, заверяя всех в вечной любви, но великая тема дележа общего наследства тут же явит миру настоящее положение вещей. Как писали Ильф и Петров, "высокие договаривающиеся стороны переругались в первую же минуту и уже не обращались друг к другу иначе как с добавлением бранных эпитетов". Все эти разговоры потихоньку, злобные желания и подводные камни изображены автором настолько достоверно и точно, что нет сомнения в том, что нечто подобное он в жизни изведал.
Темы наследства являются где-нибудь в юридической практике обыденной повседневщиной, мы спокойно взираем на скотские отношения между близкими людьми в сериалах, книгах, даже в жизни. Они проносятся мимо нас и особенно не затрагивают подобно навязчивой рекламе, наблюдаемой из окна автомобиля. Но сей предмет чрезвычайно бодрит, если в какой-то мере вдруг коснется лично тебя. В общем-то, бог меня миловал от чего-то подобного, но длительный судебный процесс между другом, его братом и сестрой, в коем мне приходится участвовать, сводит на нет все многовековые этические завоевания человечества. Весь этот цирк с враньем, шантажом, угрозами, кляузами друг на друга, особенно ясно дает понять, что Франсуа Мориак был абсолютно прав.
Как истинный негодяй, автор подкинул в топку пару лопат нравственности и альтруизма, чтобы порадовать сыщиков-моралистов и нужно думать, что в этом деле преуспел. Тем самым он значительно расширил горизонты для возможных почитателей. В моем случае - это все лишнее, ибо первооснова является главенствующей и чудесного вида глумеж над обществом лучше и ценнее всего остального. Но даже в откровенно надуманных вещах Франсуа Мориак продвинулся дальше, чем предполагалось. В итоге, альтруистическая мысль о недолговечности всего материального так и не возобладала, ибо нас согревают не деньги, а технологические процессы их добычи, но пришла другая финальная жизнерадостная идея, что-то типа "умирать рано, ибо слишком еще нужен. Убивает не старость, а сознание своей ненадобности. Даже в том случае, если интересуешь в основном не ты сам, а твое имущество". А потому и вывод в итоге довольно прост - человек жив, пока имеет цель.
Знакомство с автором только началось, но уже можно быть уверенным, что оно будет долгим и плодотворным. Мой клубок змей это подтверждает. Браво, Франсуа Мориак!