Рецензия на книгу Малёк от liu

На первый взгляд юмористический дневник от лица 13-летнего (затем 14-летнего) Малька о трудностях подростковой жизни. На деле же всё оказывается сложнее и глубже, а в юмористический фейерверк вторгаются неизбежные моменты драмы, печаль, неотделимая от реальности, маленькие и большие трагедии, с которыми приходится сталкиваться и к которым никогда не бываешь готов по-настоящему.
После всего сумасшествия, творящегося в книге, вдруг приходит осознание, что она не просто о половом созревании, социализации и непростом процессе взросления, а об абсурдности нашей жизни в целом и каждый из нас прорывается сквозь эту жизнь в поисках своего потерянного рая вместе с главным героем, чьё имя напрямую к этому и отсылает - Джон Мильтон. И это удивительно, как очень простым языком от лица подростка, через все убогие шуточки, особо свойственные школьникам, доносятся темы, явно не имеющие ничего общего с фарсом, фантастическая серьёзность в несерьёзном.
Найти абсолютно нормального персонажа в книге задача не из лёгких, и это особо приближает её к абсурдной реальности. Начиная с семьи, за которую Мальку не раз приходиться краснеть и заканчивая каждым преподавателем и учеником школы-интерната. Да и имя главной компашки не случайно - "Безумная восьмёрка". Но что же ещё можно ожидать от школы, когда в одном месте собирается столько взрывающихся от играющих гормонов мальчишек: туалетный и подростково-чёрный юмор не исчерпывает себя на словах, а начинает жить как вирус, разнося фееричную эпидемию. Начитанный учитель английского не стесняется ни на грамм, рушит на учеников каскады крепких словечек и фантастических матов. На актёрском мастерстве есть все шансы стать счастливой жертвой соблазнения. Ночное купание оборачивается историей о снисхождении на одного из учеников религиозного озарения. У старшеклассников в рабах ходят первачки, подвергая всяческим унижениям. Но унижения и прочие опасности становятся частью жизни абсолютно для всех - окунания головой в унитаз, переломы, вопли среди ночи, поджоги и призраки. И в этом аду, который с каждым днём становится всё более родным, нужно успевать учиться, сдавать экзамены и достигать новых высот на разных поприщах, вроде спорта, политики, пения и театрального искусства.
Книга цепляет и постоянными упоминаниями значимых авторов, книг и фильмов, среди которых не всё оказывается прочитанным и просмотренным. Есть также и экскурс в политическую жизнь Южной Африки времён освобождения Нельсона Манделы. Будучи знакомым с этой сферой только через истеричного папу, подозревающего в любом создании смертельно опасного коммуниста, Малёк начинает погружаться и барахтаться в политических дискуссиях, видеть разнообразные точки зрения и осознавать явление апартеида и значение прав человека.
В нашем сознании умещается удивительное месиво противоречащих восприятий окружающего мира, но особенно сложно в этом разбираться в возрасте 14 лет, когда ты уже не ребёнок, но ещё не взрослый, а беспокойство доставляет всё: родители, одноклассники, положение в школьной иерархии, навешанный ярлыки, внешность, девочки, первые свидания, первые поцелуи и размеры члена, оценки и спортивные успехи, экзамены, выход на сцену, формирование собственного мнения, проступки и последствия, наказания, ответственность... Всё это не раз погружает в размышления о собственном взрослении и о том, как и к чему всё привело.
Старый учитель Криспо как-то сказал Мальку о том, что величайший дар из всех - это не любовь, не красота и даже не жизнь, а возможность выбирать. И всё это хоть и прозвучало сомнительно и спорно, но вовремя, а потому с долей мудрости и красиво.
КИНООТЧЁТ.
"Малёк" 2010, реж. Донован Марш.
Кино получилось просто замечательным, хотя по атмосфере отличным от книги. Воспринимается по-разному и за счёт того, что книга - это всё же дневник, а фильм больше похож на гармонично выверенный процесс взросления. Сглажены юмор и жестокость, нет такого градуса сумасшествия, и, конечно, нет многих линий и вроде бы важных фишек, но всё это совершенно не снижает прелести экранизации, и благодаря визуализации и удачному выбору саундтреков многие моменты оказались даже более эмоциональными и драматичными.
Потрясающе подобраны актёры, а дети как-то по-особенному становятся интересны и милы. А отчётливый южно-африканский акцент нескольких персонажей даже вызвал ностальгию по случайным встречам с людьми из тех краёв.
Поардовали не только актёры, но и атмосфера в целом: здание школы и пейзажи, и, несмотря на то, что не получилось получить права на оригинальные композиции "Оливера", моменты тетральных постановок и главного исполнения вышли чудесными.
В одно и то же время обрадовало, и обеспокоило наличие продолжений: с одной стороны, хочется ещё какое-то время побыть с этими незабываемыми и ставшими близкими персонажами, с другой стороны, очень похоже на то, что качество исполнения с каждой частью падает.