Рецензия на книгу В тени вечной красоты от Deadman
После прочтения книги вспомнился эпизод из фильма «Миллионер из трущоб», где белые туристы приехали в какое-то место в Индии на Мерседесе, вышли из машины и ушли куда-то вместе с мальчонкой-индусом, который обещал показать им настоящую Индию. За время их отсутствия машину «разули». Когда туристы вернулись, кто-то начал бить мальчонку, кто-то его защищать, утверждая, что ребенок тут ни при чем. А он сам вскричал: вы хотели увидеть настоящую Индию? Так вот она!
Книга «В тени вечной красоты…» как раз и показывает настоящую Индию, где основной задачей у множества бедняков, населяющих трущобы, является выживание. В этих трущобах только три процента жителей имеют официальную работу, но работать ради выживания приходится всем, начиная с малого возраста. Эти люди готовы на любое занятие, лишь бы это принесло им несколько рупий в конце дня: если надо, пойдут собирать мусор или воровать со строительных площадок всё, что плохо лежит и может быть продано.
А те, кто смогут начать зарабатывать больше, чем требуется для утоления насущного голода, пытаются либо уехать из трущоб в более благополучное место, либо хотят занять более высокое место в социальной иерархии. Ведь это предоставит им возможность встроиться в финансовые потоки, которые государство выделяет на развитие страны. Или позволит просто брать взятки за оказание различных услуг другим жителям трущоб.
А взятки в Индии не просто берут, а требуют при каждом удобном случае. Как только кому-то потребуется услуга от государства, или человек окажется в полицейском участке либо в больнице, как тут же к нему выстраивается очередь мздоимцев, которые будут активно, а порой и агрессивно предлагать свои услуги, чтобы помочь человеку получить желаемое или же просто сделать его существование менее ужасным. Но при этом дача взятки не гарантирует результата, так как, пользуясь невежеством большей части обитателей трущоб, ее могут вымогать за услуги, которые никогда не могут быть оказаны.
Сами же жители трущоб не вызывают в большинстве своем симпатии. Это люди, повсеместно испытывающие друг к другу зависть и недоверие, путающие человека, который занимается утилизацией мусора, и сам мусор. Для них в порядке вещей является сегодня сидеть за одним столом с соседом на праздновании религиозного праздника, а завтра давать показания в суде, искренне желая для него тюремного заточения на длительный срок.
Еще одна вещь, поражающая в «настоящей» Индии помимо быта бедняков и уровня коррупции – количество самоубийц. Причем не только среди взрослых людей, набравших кредитов и не имеющих возможности по ним расплатиться, но и среди молодых, кому только исполнилось 15-17 лет. Похоже, многие не видят смысла пытаться выживать в условиях, предлагаемых им жизнью. С отсутствием перспектив получить нормальную работу, самостоятельно выбрать себе спутника жизни, быть защищенным государством.
После прочтения книги создается впечатление, что Индия меняется. Молодежь уже позволяет себе общаться со сверстниками из касты неприкасаемых. Государство пытается модернизировать страну и сделать ее более привлекательной для иностранцев, направляя финансирование на строительство школ и гостиниц. Но многое остается отличающим Индию от Европы с Америкой и невольно заставляющее проводить параллели с Россией. Высокий уровень коррупции, необходимость рассчитывать в первую очередь на собственные силы, а не на государство, неопределенность жизни, способствующая развитию творческих способностей для поиска нестандартных путей решения задач.
Интересная аналогия с Россией, будто Индия - утрированно её версия. Вот только я думаю, что культурные различия у нас колоссальные
@alyonaivanishko, из-за культурных различий я бы не сказал, что Индия - наша утрированная версия. Скорее, тут получается так, что эти две страны несчастны одинаково.
@Deadman, ну не знаю, мне сложно сравнивать, да и вообще сравнивать не слишком корректно. Несчастье в России и у них выглядит совершенно разным..
@alyonaivanishko, как тут не вспомнить классика: каждая несчастная семья несчастлива по-своему) хотя общего все равно много (см. последнее предложение в рецензии)