Рецензия на книгу Остров в глубинах моря от rina_rot

Когда берешь в руки произведения латиноамериканских авторов, представляешь себе сразу что-то такое необычное, тягучее, магическое. А здесь, на удивление, такого не было. Всё чётко, стройно, практически линейно. Были лишь отзвуки магических верований и действий. И мне такое произведение тоже понравилось.
Был период, когда мне попадались подряд несколько книг о рабстве, поэтому разного рода поступки, ужасное обращение с рабами, описываемые тут, меня уже не так удивляли, но возмущали, конечно, конкретно. Уже не било будто током, когда я читала о том, что рабы были хуже вещей (зачем их "чинить", если можно приобрести нового?), что их труд не то что не оплачиваем, едят они то, что сами вырастили, а времени на это у них нет, что они будто "недолюди" и все их мысли и чаяния низменные (а им вообще давали шанс доказать обратное?), что белые законные дети любимые, а мулаты-бастарды...да о них хозяева даже забывали (даром, что в них течет своя же кровь, и что ты же сам "опустился" до отношений с темнокожей рабыней). Вообще логика рабовладельцев очень странная и страшная для меня сегодняшней.
Но на них, на рабах, строилось материальное благополучие общества белых людей. Даже те, кто вроде бы далек от идей о жестокости, принимает как данное тот факт, что рабы - это рабы, это их судьба и предназначение, они приносят прибыль и помогают добиться успехов в деле. Так и один из главных героев приезжает из Франции на остров Сан-Доминго вроде бы ненадолго, но быстро входит в роль хозяина плантации.
В романе также мы видим пример жизни героини-рабыни Тете. Рождена на судне, чуть не убита собственной матерью во младенчестве, отобрана белым хозяином, куплена в детстве другим хозяином, прислуживала в доме, служила также для утех хозяину, была в роли матери для своих и чужого ребенка, многого была лишена, лишь иногда кое-что обретала, попадала порой в опалу, не раз была бита. И это, как показывает автор (да и примеры других произведений), не самая адская судьба.
Здесь можно к тому же прочесть об истоках и течении Гаитянской революции по освобождению от рабства, о запутанных отношениях друг к другу белых, мулатов, квартеронов, темнокожих...Об отношении между представителями разных национальностей. Вы побываете как на острове Сан-Доминго, так и в штате Луизиана, узнаете о разных точках зрения на рабство от разных людей и сообществ. Познакомитесь со некоторым количеством персонажей-представителей различных рас, национальностей, положений, слоев общества, разной степени родства. Насытитесь и перенасытитесь лицемерием, унижениями, жестокостью, ненавистью, также любовью, готовностью помочь, храбростью, стойкостью характера и желанием быть действительно свободным.
#самсебедекан (Географический факультет)
Меня тоже всегда смешит ( хотя смех грустный), что рабовладелец презирает рабынь, а сам спит с ней. Или на воспитание своих детей отдают. Чему ж они научить могут и как воспитать, если сами проверенные. Это, кстати, и в современном мире наблюдается...
@anastasia_roja, или, мол, какие темнокожие рабы жестокие, как они жестоко обращаются с белыми и и как пытают их во время восстаний. А...эм...что они видели от хозяев? Ласки и поглаживание по голове? А может провинившихся просто моментально казнили? Нет: плети, собаки и т.п.
@anastasia_roja, про воспитание детей тоже всегда удивляет. в том числе и в "Прислуге" я этим был "недоумен", так сказать)))
а вот про "спать с ними" как раз объяснимо - секс с рабыней, или крепостной на Руси или с прислугой у в доме английского аристократа - обществом НЕ считалось супружеской изменой. все просто))
@anastasia_roja, @neveroff, в книге еще есть про систему пласаж (Plaçage).
Но всё равно как-то странно это, рабы для представителей того общества - темные почти-не-люди, глупые, низменные, грязные с дикими обрядами, верованиями...А сами им доверяют детей, готовку пищи, с ними спят...И тут я не про понятие "измены ".
Хорошую книгу ты выбрала на географический)
А мне всегда было интересно, вот жила бы я в те времена, какого было бы моё отношение к рабам, если бы повезло родиться не рабом, вот растёшь ты себе в семье, где в услужении рабы и привыкаешь к тому, что это норма, так ещё и женщина, которой вообще о приемлемости таких вещей и думать не положено...
@liu, я вообще на разные темы разных периодов времени в книгах думаю, а как бы я делала или думала?)
@liu, полагаю, это бы зависело во многом от примера: как с ними обращались бы родители. Причем не обязательно в формате "как они так и я". Ну и от того, были бы в непосредственной близости подходящие для общения дети не-рабы...
@neveroff, да, там множетсво вариантов от чего бы это зависело и к чему бы привело... Мне сложно чётко сформулировать у себя в голове, как же у человека формируется национализм, расизм и прочие формы ксенофобии, или, если считать, что ксенофобия заложена природой с давних пор как инструмент самосохраненния, то каким образом это преодолевается.