Рецензия на книгу Запретный плод от iricia
Есть мальчик, который выжил, а есть аниматор, который просто хочет спать. По большому счету это глубоко трагическая история женщины, пределом мечтаний которой является сон в собственной кроватке, в то время как её отвлекают какой-то ерундой и заставляют двигаться по сюжету в посвященной ей же книге! На протяжении романа Анита героически сопротивляется попыткам окружающих заставить её сделать хотя бы что-нибудь и, учитывая, что в какой-то момент убийца, которого по идее ей необходимо было найти, не выдерживает и лично приходит к ней, чтобы рассказать всю свою подноготную, можно уверенно сказать: наша бравая героиня выходит из этой схватки победителем! В какой-то степени «Запретный плод» даже стал для меня открытием, потому что мне сложно вспомнить другой такой роман, в котором едва ли не половина книги уходит на то, чтобы организовать наконец для протагонистки мотивацию для деятельности.
Аниматоры, чтоб вы знали, это люди, которые поднимают мертвецов из могил. А наша героиня по совместительству еще занимается на добровольной основе уничтожением вампиров, совершивших преступление – по задумке не абы как, а при наличии ордера из суда. И согласитесь, ведь это так логично со стороны вампиров, обращаться к человеку, зарекомендовавшему себя как истребителю их собратьев, с целью расследовать таинственные убийства вампиров?
Одним словом, «логика и продуманность» прут изо всех щелей. Гамильтон начинает роман с любопытной задумки: в её мире вампиры открыто заявили о своем существовании, но дальше данная идея развивается от слова никак. Мир разваливается по частям, стоит только начать задуматься как функционируют и взаимодействуют его элементы: какого роль закона, как регулируются отношения между живыми, мертвыми и «полумертвыми», как сосуществуют вампиры и люди и многое другое.
Что касается сюжета, то он по идее должен иметь детективный уклон – с такой-то завязкой. Да не тут то было: Анита занимается чем угодно, только не решением поставленной перед ней задачи. Знаете, как в качественном детективе разрозненные кусочки мозаики встают на свои места, отдельные моменты обретают смысл и ты наконец видишь картинку полностью? Хороший автор еще оставляет для пытливого читателя возможность самостоятельно решить загадку, если тот будет внимательно следить за ходом сюжета и сумеет правильно интерпретировать все подсказки. А у Гамильтон в момент, когда мы наконец понимаем, кто стоял за убийствами, всё наоборот разваливается, превращаясь в еще большую мешанину, что была ранее; о том, чтобы догадаться о решении загадки не может быть и речи, потому что даже сама героиня приходит к верному ответу не путем логических умозаключений, а… честно говоря, я до сих пор не знаю как. Судя по всему по велению левой пятки или каких-то своих тараканов, мыслительный процесс в этом явно участия не принимает.
Стоит наверное отметить также и персонажей. В центре всего действа, разумеется, блистает Анита «Пойду Посплю» Блейк – исключительно самовлюбленная, эгоистичная девица, ненавидящая всё живое и прогрессивное. Человек, которые без особых душевных терзаний позволят стереть подруге память, оставляя её в неведении о грозящей ей угрозе, не раз и не два подвергает опасности окружающих, предпочитая не предоставлять им жизненно необходимую информацию или отказываясь идти в полицию, когда для этого есть все предпосылки, поджимающая хвост перед превосходящим её по силе противником, предпочитая нападать с обвинениями исключительно на тех, кто слабее, доводит до истерики случайного свидетеля, обманом проникая в её дом, – и это только за первую треть романа. А еще приготовьтесь к куче персонажей, по новому в каждой главе, большинство из которых появиться только для того, чтобы исчезнуть без возврата. Приготовьтесь, к постоянному восхвалению Аниты окружающими – в этой книге даже враги поносят её так, что их слова звучат как комплименты, в то время как примитивные потуги Аниты сострить или оскорбить кого-то вызывают необоснованные взрывы ярости и негодования у её оппонентов. Приготовьтесь к карикатурным картонным злодеям, которые творят зло просто потому что они злые. Серьезно, приготовьтесь, потому что это будет больно.
Об этой книге еще много что можно было бы сказать, но я напоследок только расскажу небольшую историю. Посвящается она некой Айрис Дженсен, несчастной девушке, которая покончила с собой только для того, чтобы избежать домогательств со стороны своего отца. Казалось бы, конец истории – но нет. С помощью аниматоров папаша несчастной поднял дочь в виде зомби, чтобы добиться от неё прощения. И вот сюрприз, так и не получил. Но и это не все: отец не позволил уложить дочь обратно в могилу и на протяжении следующих семи лет несчастная служила ему «живым» напоминанием о собственных грехах. А теперь повторюсь: бедная девушка, предпочла смерть, только чтобы сбежать от насильника-отца; после чего девушку обратили в зомби и не только не посади её мерзкого папашу, но позволили держать у себя дочь, которую он довел до суицида – а зомби в этой вселенной способны чувствовать, переживать эмоции, страх и ужас. Эта история получила настолько широкую огласку, что стала некой легендой в кругу аниматоров. И нет, этой несчастной никто не помог, об этой истории становится известно случайно и судя по всему о судьбе Айрис Дженсен мы так больше ничего и не узнаем. И я думаю, что это всё, что вам стоит знать об Аните Блейк, этике аниматоров и юридических законах в этой вселенной, чтобы сделать о них выводы.
Так что напоследок мой вам совет. Если в один ужасный день вы обнаружите себя во вселенной Аниты Блейк, то позаботьтесь заранее о том, чтобы после смерти вас кремировали. Вампиры далеко не самое страшное, что может с вами случится.