Рецензия на книгу Голем от bedda
Прочитала роман на удивление быстро, хотя ожидала встретить тягучий текст и увязнуть в нем. Меня невероятно увлёк сюжет, замешанный на мистических поверьях, которые словно находят бреши в зыбких границах реальности и, бесконечно странствуя, проникают из мира грёз в мир действительности и обратно.
Мрачные локации еврейского квартала Праги, гулкие каменные мостовые, постоянно влажные от туманов и дождей, таинственные видения и сны на грани реальности - все это создаёт потрясающую готическую атмосферу и напряжение.
Легенда о Големе, на которой выстроен сюжет романа, включена в него не в качестве средневековой страшилки; для писателя она - повод для размышления над людской природой. Голем - это сырой материал, глиняный истукан, сотворённый человеком, который имеет форму человека и способен действовать наподобие человека, но им не является. Очевиден вопрос: намного ли отличается создатель от своего творения? Не является ли большинство людей лишь оболочкой человека, его зачаточной неразвитой формой, необработанной глиной - тем самым Големом? Ведь сущность человека определяется не его внешней формой, а внутренним содержанием.
Неслучайно автор приводит и буддийскую притчу: "Ворона слетела к камню, который походил на кусок сала, и думала: здесь что-то вкусное. Но не найдя ничего вкусного, она отлетела прочь. Подобно вороне, спустившейся к камню, покидаем мы – ищущие – аскета Готаму, потеряв вкус к нему".
Легендарный Голем появляется на улицах Праги каждые 33 года. Я не знаю, какой смысл был изначально вложен в этот факт, но в контексте романа я вижу в этом параллель с реинкарнацией, очередной попыткой, данной человеку-Голему, обрести свою истинную сущность, достичь уровня духовного просветления, необходимого для отождествления с творцом. То есть, иными словами, Голем будет появляться до тех пор, пока человек не станет человеком.
Вместе с тем очевидна параллель и с возрастом Христа. Вообще в романе, на мой взгляд, сознательно перемешаны отсылки к различным верованиям: христианству, буддизму, иудаизму, древнеегипетским религиозным культам. Ведь, по большому счёту, в основе любой религии лежит теория перерождения/возрождения, переход на качественно иной уровень существования, для которого необходима духовная трансформация.
Не знаю, правильно ли я уловила ещё одну мысль писателя, или это мои домыслы. В романе словами героини Мириам высказывается мысль о том, что религия - это о тонких материях не объяснимых разумом, а не об этических нормах, вроде "не убий", - для них незачем создавать религию, вполне достаточно свода гражданских правил. А потом, словно в подтверждение, появляется персонаж, который, похоже, только через убийство обретает ту самую искомую истинную сущность.
Или даже так: убийство он совершил, будучи в состоянии обретения истинного Я.
То есть человеку не всегда возможно понять внутренний смысл внешних явлений, кажущееся не всегда таковым является - и здесь снова уместно вспомнить притчу о Будде и вороне.
Как здорово, что и ты Голема прочла, и рецензия хорошая получилась - опять все вспомнилось, все эти рассуждения и домыслы, мистические флюиды)) С убийством интересная мысль.
@liu, я представляла совсем другой эту книгу, про Франкенштейна типа) После твоей и @lanalana рецензий только и захотела прочитать, и очень этому рада. Шикарная книга)
@bedda, Франкенштейна не читала, но слышала, что он нудный и слабенький в целом. Да и по тематике и стилистике совсем другое поле вроде как.
@liu, ну да, типа триллер) Я в Големе это и подозревала, а там такая красота)
Ты сбываешь все мои мечты) Надеюсь, я когда-нибудь тоже доберусь))
@Nyut, это вроде как пообедать за тебя?))
@bedda, это даже поинтереснее обеда))
Просто невероятная рецензия! Буквально все мои мысли расписали!!
Так что спасибо за интересную рецензию к не менее интересному произведению ;)
@dean.sharm, спасибо) Роман, действительно, на удивление потрясающий