Рецензия на книгу Играющая в го от v1shn

«Брат! Знай, что теперь, после первого боя, я поклоняюсь одному только Солнцу. Это светило есть воплощение постоянства смерти. Остерегайся Луны — она служит зеркалом красоте. Она растет и убывает, эта непостоянная предательница.»
Я говорила себе, что никогда не вернусь к восточной культуре ибо она имеет свойство затягивать своими отличием и необычностью; говорила себе, что не притронусь к восточным авторам, потому как, стоит лишь прочесть одного, находишь тысячи и тысячи отсылок к другим, и вот уже читаешь кодексы самураев и гейш, изучаешь восточные языки, из Китая и Японии каким-то образом перемещаешься в Индию, а там ещё и ещё... ну вы поняли :D.
В этом вовсе нет ничего плохого. Но и сократить список своих хотелок тоже очень хочется.
Тем не менее, я снова прочла о Востоке, обрекая себя на очень долгие и на этот раз, пожалуй, действительно глубокие исследования его истории и культуры.
Тридцатые годы прошлого века. Война России и Японии на территории Китая. Два главных героя, разделяемые национальностями, взглядами, чётностью (его) и нечётностью (её) глав, объединённые одной древней игрой и жаждой сбежать от реальности. Он – японец, прекрасно говорящий по-китайски и с самого детства играющий в го, находя в этой игре некоторый священный ритуал и наслаждение. Она – китаянка, живущая в Маньчжурии и с малых лет играющая в го, находя в этой игре глоток свежего воздуха и возможность на несколько напряжённых часов забыться и оставить свои обязанности. Вообще-то, женщин не пускают в закрытый клуб игроков в го, но она – единственная, отважившаяся и допущенная к игре с «единственной истиной, имя которой – Смерть».
Каждый из них знает: жизнь скоротечна. Но в потоке событий оба хотят остановиться, и посему так стремятся навстречу друг другу, как тяготеют чёрные и белые камни окружить друг друга и захватить как можно больше территории на гобане. Всё отчётливее и отчётливее с каждой главой, с каждой строкой чувствуется неизбежность встречи тех, кто в жестокой войне объединён и влеком общей жаждой.
Но встреча эта вместе с тем не сулит ничего хорошего, а их повседневная суета, как бы противоречиво то не звучало, оказывается лишь затишьем перед настоящей бурей, завязывающейся в тот самый момент, когда первый камень опускается из бочонка на доску.
Главные герои действительно очень разные, однако же очень живые. Повествование от первого лица каждого из них не только придаёт им ещё большей выразительности, но и очень близко знакомит с ними читателя. Женский персонаж – совсем ещё только девочка, подросток, жаждущий поскорее стать взрослым. Её поведение не всегда логично, её поступки чаще сделаны на эмоциях. Но она готова бороться за свою свободу. «Счастье подобно игре в го, за него сражаешься, как за окружение противника. Я убью боль, задушив ее в объятиях», – таковы её слова.
Главный герой более рационален. Будучи военным, он совсем не принадлежит самому себе и чётко осознаёт, что своим делом он разрушает семью и обрекает и себя, и мать на страдания. Он знает наверняка: «Невозможно сочетать служение родине и любовь к семье. Солдат — человек, который разрушает счастье своих близких».
Чёрное и белое, две основные враждующие стороны, боль и любовь мужчины и женщины, располагающихся на чётных и нечётных главах, – жизнь и смерть. И буквально каждая страница кричит о нужде человека подчиняться ограниченности времени его жизни и ловить момент на обретение счастья в размеренном стрекоте цикад. Автор очень правильными словами создаёт такую незабываемую и захватывающую атмосферу, что, кажется, невозможно прочитать это произведение не залпом. И получается действительно очень красиво и очень трагично.
«Будда не колеблясь совершил бы убийство во имя милосердия. Сочувствие — удел сильных духом. У меня в ушах звучат прощальные слова матери: “Между смертью и трусостью не колеблясь выбирай смерть”».