Рецензия на книгу Повесть о Ходже Насреддине от bedda
Какой неожиданный сюрприз меня ждал во время чтения! Когда я добралась до фразы “Он нюхал, как пахнет твой шашлык, а ты слышал, как звенят его деньги”, что-то щелкнуло в извилинах, всплыло какое-то смутное дежавю. Ну точно! Я ведь уже читала такое в сицилийских байках про Giufà!
Гугл в помощь, и выяснилось, что бессмертный и вездесущий Ходжа Насреддин и Джуфà - это одно и то же лицо. Арабская вязь «Ходжа» очень схожа с «Джуфа», и отсюда пошла разница в написании имени на других языках. Так что Ходжа Насреддин - известный фольклорный персонаж не только в Азии, но и на юге Италии и Испании. Правда, такое широкое географическое распространение повлекло изменение не только в произношении имени, но и в характере героя.
У Соловьева Ходжа - это такой находчивый плут, с виду простак, но не так и прост на самом деле. Вроде пушкинского Балды, только с марксистским уклоном. Он с легкостью обводит за нос тупоумных визирей и эмиров, не прочь поживиться за счёт алчных и глупых богатеев, но при этом без труда расстаётся с нечестно нажитым в пользу нуждающихся. Ну чисто Юрий Деточкин. Хотя, как мне показалось, движим Ходжа все же не идеями и альтруизмом. О себе он как раз не забывает, просто в силу своей натуры и склада ума ввязывается в переделки, которые восхищают народ, баламутит людей идеями справедливой жизни и, посеяв бурю, как правило, скрывается в пыльной дали.
У сицилийцев же Джуфа лишён всякого героизма и местами напоминает, скорее, Швейка. То есть вроде бы он такой недалёкий дурачок, но на самом деле фиг поймёшь, то ли «дуракам везёт», то ли действует он дальновидно и продуманно, умело кося под идиота. А в других байках он как раз тот ещё пройдоха, и совсем не прочь надуть ближнего своего.
Так что мне интересно, Соловьевский Ходжа - это Советско-пролетарский вариант Насреддина? И каков тогда турецкий или персидский Ходжа?
ПС. Спасибо @lerochka, что подтолкнула к чтению именно этой книги)
Всегда пожалуйста!)
Я читала, и сам Соловьёв где-то это подтвердил, что этот персонаж очень распространённый по всему миру. И имя его как только не склоняют.
"В разных странах его зовут по-разному: узбеки и турки – Ходжой Насреддином; афганцы – Насреддином Афанди (Эфенди, Эпенди); азербайджанцы и чеченцы – Муллой (или Моллой) Насреддином; называют его и Анастратином, и Несартом, и Насыром, и Наср ад-дином. При этом надо учитывать, что имена Ходжа, Афанди или Мулла не означают духовного сана, поскольку в старину на Востоке принято было так называть всех наиболее уважаемых и образованных людей" И каждый народ по своему рассказывает его истории.
А по поводу характера Насреддина советую читать вторую часть. Там даже о его детстве рассказывается, откуда становиться понятным вся суть его.
@lerochka, если найду время для допов, то прочитаю) И все же интересно узнать, каков Ходжа в других восточных байках)
Как интересно, что он еще и в Италии имеет прямой аналог. В Украине все же "подобный" персонаж, а не он в местном формате. Классно, что рецензию посвятила сравнению. Спасибо)
Список 5
Я люблю такие маленькие «открытия») А кто подобный в Украине?
@bedda, национальный фольклорный герой с 17 века - казак Мамай. Только у него конь, а не осел)) Ну и, видишь, имя явно не славянское, в ту сторону намекает, и байки аналогичные.