Рецензия на книгу Девочка с медвежьим сердцем от Ctixia
Как зовут медведя?
Открывая данную книгу, я предполагала, что тут будет мистика и каноничная связка главный герой плюс подручный зверь. Ожидала увидеть сильную (ставшую сильной в процессе) девочку, преодолевшую все жизненные невзгоды и поборовшую сопутствующие неурядицы. Конечно, не без плохих ребят и добрых друзей. В идеале, если злодеями будет какое-нибудь могущественное правительство или просто очень влиятельные люди. Привет, Панем, Эфлара, Старший Младший брат и так далее. В такой литературе маленький человечек обязан по законам жанра всех победить (я все равно люблю young adult!).
В принципе, здесь читатель это и получает, но... несколько таких но.
Но...
я совершенно не ожидала реального исторического фона. Английская революция, известная также как Английская гражданская война, она же Английская буржуазная революция, когда король схлестнулся с парламентом в борьбе за власть и сохранение абсолютной монархии (спойлер - король проиграл). 1642 год, и пусть война служит лишь фоном для разворачивающихся событий, однако, имеет весомое значение для развития сюжета и действий героев. Давно меня не побуждали художественные книги лезть в энциклопедии и гуглить исторические факты. Да что там, последний раз я это делала при просмотре сериалов "Тюдоры" и "Викинги", и то, чтобы поругаться, что вновь всё переврали. Тут же прекрасно показана атмосфера войны, собирающиеся тучи, подковерные интриги, охоты на шпионов и само напряжение околовоенных действий. Даже голодный солдатик - такая вроде коротенькая зарисовка, а насколько показательно равнодушие к пешкам игр власть имущих, страдания живых и муки совести честных людей. Плюс к этому искренняя вера простого народа в правое дело, абсолютная убежденность, что они поступают правильно. И тут - искоркой - в глазах - мельком - жажда наживы...
Но...
я совершенно не ожидала, что спутник будет такой. Еще аннотация обещала нам тень дикого животного, но взяв в руки книгу, я не задумывалась об этом (тупо не читала аннотацию, обычно там херня на херне из башки наших переводчиков-локализаторов), а просто начала читать. Конечно, догадки пришли на первой же части, с тенями и кладбищем. Мамаша, безусловно, там на голову немного ударенная, но я здесь сужу не со стороны подростков, которым эта книга предназначается, а со стороны самой мамы, имеющей дочь того же возраста, что Мейкпис в начале повествования. Сами же подростки, более чем уверена, скажут, что мамка наглухо е... кхм... нутая. Меня покорежил ее запрет видеть сны (!), особенно история с кладбищем...
*здесь у меня закончился ром, пойду налью еще стакашку*
Касаемо спутников, по ходу книги возникало немало вопросов, но автор очень органично и незаметно отвечала на них, в том числе с помощью доктора, который начал изучать данный феномен. Один из примеров - разница в поведении при сне и потере сознания. Как человек достаточно взрослый, на такие вопросы я могла бы найти и/или придумать ответ сама, но не забываем - книга принадлежит к жанру young adult, что подразумевает чтение подростком, не имеющим моих знаний и жизненного (и читательского) опыта. Да и в любом случае приятнее, когда писатель сам продумывает всё до мелочей, а ты просто сверяешь свои догадки с написанным, чем потом мучаешься мыслями о том, был ли ты прав, или подразумевалось совершенно иное.
Но...
Еще одно "но" - это поворот сюжета с наследником. Я сама, как и семья Фелмоттов, совершенно не ожидала такого развития событий. И даже в рамках максимально предсказуемого жанра автору удалось удивить и заинтересовать - этот момент я переслушивала два раза, в силу своей недостаточной опытности сосредоточения на аудио-информации единым потоком и интереса - надо же было разобраться во всех нюансах и понять, действительно ли произошло то, что было услышано в первый раз. Остальные изменения в наследном праве уже просчитывались куда более легко - но менее интересно от этого не стало.
Но...
я не поставила книге полноценную десятку лишь за... будем честны, за жанр и следование многим жанровым клише. Пусть эти клише роман совсем не испортили, но от этого они не перестали быть избитыми сюжетными ходами, которых ожидают девять из десяти читателей (даже несмотря на пару неожиданностей). Плюс они придают книге достаточную легкость, и я до сих пор не решила, хорошо это или плохо. С одной стороны - в нежные 12-15 лет будет легко читать и понимать, с другой стороны - быстро забудутся основные вехи книги, оставив после себя лишь некое эмоциональное послевкусие.
Но...
Только один момент во всей книге стал для меня минусом, который я не понимаю до сих пор и вряд ли пойму. Он шибко мелкий и не относится к сюжету, но моем сознании это не укладывается.
Почему Мейкпис, столько времени проведя с медведем, не дала ему имя?
З.Ы. Кстати, моя почти-двенадцатилетняя дочь слушала со мной первые пару глав книги. Потом она сдалась, уйдя заниматься своими детско-подростковыми делами. И через сутки (да, я проглотила книгу залпом) бегала за мной полчаса по квартире, требуя, чтобы я рассказала ей, чем история девочки с медвежьим сердцем закончилась. Не рассказала. Пусть читает сама.