Рецензия на книгу Дочь Монтесумы от neveroff

Приключенческий роман может быть еще и умным, вызывающим желание подумать. В том числе и на вечные вопросы.
Юный Томас Вингфилд - плод любви англичанина и испанки. Сегодня мы бы сказали "Ну и что?" Во времена происходящих событий - это резонансный скандальный брак, т.к. две великие империи находятся в самых вражеских отношениях. И вот однажды из Испании приезжает кузен томасовской матушки и юноша остается без матушки. В пылу гнева Вингфилд-младший дает клятву покарать убийцу и отправляется в многолетнюю погоню.
Итак, перед нами первый вечный вопрос - а стоит ли месть того, чтобы ей в жертву отдавать жизнь, более того - счастье всех, кто тебя любит. Существуют ведь законные меры, почему обиженному человеку так неприменимо нужно кровушки? Много. Красной.
Дома Томас оставляет прекрасную возлюбленную, дав и взяв обещание "любить вечно". На своем тяжелом пути ему предстоит пройти через много трудностей, пожить в нескольких странах, в том числе на индейской территории, где он станет почти своим. И встретит девушку, попавшую в название книги - Отоми, дочь вождя Монтесумы.
Итак, перед нами второй вечный вопрос - а можно ли клясться в вечной любви, ведь жизнь переменчива? А тем более когда ты знаешь, что едешь фиг знает куда почти фиг знает зачем... Разве что Томас был уверен, что скоро погибнет, тогда почему бы и не ляпнуть? Но вообще тут вспоминаются слова Марины Цветаевой :
«Я буду любить тебя всё лето», — это звучит куда убедительней, чем «всю жизнь» и — главное — куда дольше!»
Ну а дальше на протяжении десятилетий Вингфилд ищет врага, находит, теряет, спасается, находит... Параллельно выступая на стороне индейского народа, находящегося под угрозой завоевания испанцами. Как мы помним из истории завоевывали их разными методами. И открытая война, наиболее желанная ацтеками и инками, была самым редким и самым честным из них. В основном - обманом; подкупом с последующим обманом; внедрением смертельных для краснокожих болезней; засланием христианских "миссионеров" с полномочиями пытать и казнить пока народы не начнут верить в "правильного" бога и т.д. И всегда все заканчивалось ультиматумом: или валите куда хотите, оставив нам свои золотосодержащие земли, или мы сами вас завалим, а земли все равно достанутся нам.
Итак, тут третий вечный вопрос: лучше умереть здесь и сейчас, но с гордо поднятой головой , или проявить трусость и мудрость - остаться в живых, а затем, если получится, отвоевать отобранное? Потому что у гордого, но мертвого человека, шанса что-то исправить точно нет. Правда и гарантий, что "отпустив" тебя не застрелят в спину - тоже никаких.
Короче, классическое - лучше ли умереть стоя, чем жить на коленях? В книжках и фильмах ответ очевиден. А если это касается лично вашей реальной жизни, или еще хуже - жизни ваших детей, так ли очевиден будет ответ? Для каждого?...
Книга написана легким приятным языком. Читается точно также - легко и приятно. Конечно, как всегда в вестернах, присутствует доля пафосного героизма, бесконечная своевременная удача для главного героя, повсеместные пророчества перед лицом смерти или в моменты страшнейшего стресса...
Но также у Хаггарда есть достаточно приятные отличия от вестерного клише. Например, индейцы не прописаны как исключительно честные и благородные жертвы европейцев. И среди них куча людей-какашек. Не один-два предателя, а вполне реалистичное процентное соотношение. Да и у "хороших" персонажей без труда найдутся шокирующие примеры поведения.
И испанцы - как бы враги и аборигенов американского континента, и англичан в лице основного персонажа и автора - довольно часто ведут себя по-человечески, снисходительно и порядочно. Хотя и среди них обнаруживаются беспредельщики и сволочи. Потому что моральные уроды не зависят от цвета кожи и страны происхождения.
Или к примеру тот же Томас Вингфилд, главный герой и как бы глаза читателя, очень-очень-очень не совершенный:
Конечно, он в целом порядочный человек, но иногда совершает и нехорошие поступки.
Конечно, он смелый и отважный парень, но пару раз выказывал страх.
Конечно, он истый католик, но приходилось и веру предавать, и вообще разочароваться в христианстве, если его ассоциировать с его приверженцами...
Итак, тут четвертый вечный вопрос - что есть бог? То, чему тебя учат по книжкам, написанным ЛЮДЬМИ? То, что является всего лишь традициями, передаваемыми из поколения в поколение многие столетия, а следовательно, не способное не устаревать? Или все таки то, на что откликается твоя личная персональная совесть, вне зависимости от того какой ты расы, национальности и этнического вероисповедания?
А еще мне было забавно читать как автор пытался своего Вингфилда обелить, когда даже сам герой понимал, что благородством такой-то эпизод жизни и не пахнет. Как ему приходилось выкручиваться, чтобы ляпы Томаса не выглядели чем-то нехорошим. Снова таки - вполне жизненно, естественно и реалистично.
В общем, роман и развлекающий, и предлагающий поразмышлять о сути личности вне законов общества. Книга, напоминающая людям про такие понятия как честь и достоинство, про то, что свобода и любовь - главное за что стоит бороться, но при этом - никто не обещал вам их подать хорошо прожаренными на блюдечке с голубой каемочкой.
Чёрт! Отличная рецензия!
Мне теперь даже стало интересно свершится ли месть Томас или нет.
Давно поглядываю на это творение Хаггарда, да и сам автор мне нравится, но всегда сомневался в историческом фоне - всё ли с ним хорошо?
@vandal, спасибо, Саня.
Про месть не скажу, тем более там ни нет, так да. Как посмотреть))
Исторический фон я не думаю, что прям точен. Думаю, много приврали.
Во-первых, сам понимаешь, пишет англичанин про испанцев. Тех времен. Не ждешь же от советского писателя объективности в отношении немцев. Или большивика в отношении белых. Но, наверное, нужно быть историком, чтобы знать в чем Хаггард неточен.
В во-вторых, мы смотрим на события глазами одного человека. И это его персональная правда. Так что любые нестыковки всегда легко списать на "а на взгляд Томаса - было так".))