Рецензия на книгу Видит Бог от bedda
Если бы эта книга была поменьше объемом, то точно получила бы десятку от меня. Потому что я обожаю всякие выдуманные трактовки исторических и псевдоисторических событий. Начало романа обещало нечто похожее на «Баудолино» Умберто Эко, и прочиталось с удовольствием, но все же где-то на половине пути я утомилась.
Хотя идея мне очень понравилась. Царь Давид на склоне лет вспоминает свою жизнь. И вспоминает весьма своеобразно. Формально его версия полностью соответствует сюжетам Ветхого Завета, но, понятное дело, Хеллер не брался бы за дело, если бы захотел просто пересказать читателю Библию.
Поэтому истории Давида приобретают личную окраску, обрастают неожиданными мотивами и живыми эмоциями. Библейские персонажи и их поступки далеко не всегда выставляются при этом в традиционном свете. А некоторые так и в прямо противоположном, как, например, «мудрейший из мудрых» царь Соломон. У Давида он - клинический кретин, а вся его мудрость, вошедшая в века, - результат тщательной стенографии высказываний самого Давида. Новую окраску получает история Моисея, горящего куста и 40-летнего блуждания евреев и многие-многие другие. Да и с самим Богом Давид обращается достаточно вольно, поддевает его и критикует на каждом шагу.
Хеллер устами главного героя вдыхает новую жизнь в ветхозаветные легенды. Причём царь-рассказчик сам по себе весьма прикольный дядька. Его байки щедро приправлены юмором и перцем, к тому же Давид легко приплетает к ним примеры и сравнения из эпох, относящихся к далекому будущему (одни только претензии к Микеланджело за его необрезанного Давида чего стоят!) Как если бы библейскому царю были открыты все те знания, которые доступны человеку 20-го века. Этот приём очень облегчает восприятие и настраивает на роман-игру.
Отдельно порадовал удачный, на мой взгляд, перевод высказываний Давида из плоскости плотских утех и юмора ниже пояса. А таковых немало. Так что Хеллер в общем-то балансировал на грани. Не знаю, как все это звучиит в оригинале, но переводчик постарался не свести все к х@ям.
В общем, если вы любитель литературных фантазий на тему истории и религии, не считаете такие вольности святотатством и не боитесь объёмных текстов, то можно брать.