Рецензия на книгу Колыбель для кошки от bachucha
Долго откладывала «Колыбель для кошки» на потом, не получается у меня читать Воннегута сплошным потоком, после каждой книги необходим тайм-аут. Для меня Курт Воннегут – это всегда неоднозначно, самобытно, иронично, он попадает в категорию – «не понимаю что, но что-то в нем есть».
«Колыбель для кошки» - это некий симбиоз постмодерна и экзистенциализма, основная тема, которую он затрагивает – это ответственность. И это не только ответственность ученых за сделанные ими научные открытия, как указано в аннотации, это личная ответственность каждого человека за то, что происходит вокруг него. Автор мимоходом вводит в книгу образы машинисток, слепо записывающих текст за профессорами в научном центре: они даже не пытаются вникнуть в смысл того, что они пишут, хотя окружены величайшими умами своего поколения и могут общаться с ними лично, они ненавидят людей, которые слишком много думают; потом мы встречаемся с жителями Сан-Лоренцо, которые покорно смирились с тем, что их остров переходит из рук в руки, они живут в нищете, и подобие смысла жизни в них поддерживается путем искусственного создания «запретного плода» - религии Боконона, проповедуемой и одновременно запрещенной на острове. Эти люди плывут по течению, им все равно, будет ли сброшена еще одна атомная бомба или изобретен Лед-9, способный убить все человечество. Ведь помимо ответственности за сделанное, можно говорить и об ответственности за то, что не было сделано.
Не прошла мимо и тема неприятия войны и всего с ней связанного, которую Воннегут более подробно развил в «Бойне номер пять».
Фишкой «Колыбели для кошки» является та самая религия Боконона, о которой я говорила ранее. Все события книги трактуются с ее точки зрения, ее постулаты дают немалую пищу для размышления: она говорит о предназначении человека, смысле жизни, смерти, взаимосвязи людей и т.д.
Самым ярким персонажем для меня стал доктор Феликс Хониккер, ученый не от мира сего, для которого решение интеллектуальных задач отводит на второй или даже третий план его семью.
Книга читается легко, объем небольшой, разделена на микро-главы (каждая буквально по несколько страниц). Поначалу хотела поставить 10 и вознести эту книгу до небес, но середина лично для меня провисла, местами было скучновато, много отступлений на побочные персонажи, но, в общем и целом – твердая 9.
Самый низкий поклон автору за его чувство юмора и сатирический подтекст. Одна сцена беседы писателя и одного из создателей атомной бомбы чего стоит:
- Там, где сейчас научно-исследовательская лаборатория, находилась старая эстакада.Кстати, там и преступников со всего штата вешали публично.Тут повесили одного малого в 1782 году, он убил двадцать шесть человек... Его звали Джордж Майнор Мокли. Он пел песню на эшафоте. Сам сочинил песню на такой случай.
- О чем же он пел?
- Что он ни в чем не раскаивается.
- Да, есть такие люди.
-Только подумать,- сказал доктор Брид,- что у него на совести было целых двадцать шесть человек!
- Уму непостижимо!- сказал я.
Забавно слышать подобные рассуждения от человека, у которого на совести тысячи погибших.
Именно за эти тонкие юмористические нюансы «Колыбель для кошки» теперь у меня в избранном.
Несмотря на обозначенный жанр научной фантастики, я бы сказала, что не он здесь правил бал, и сам Лед-9 с темой апокалипсиса остался несколько в стороне, это скорее фон, на котором разворачиваются события. Поэтому любители научной фантастики, динамичных описаний и экшена, скорее всего, будут разочарованы.
Финал книги я считаю логичным. Как ни печально осознавать, но, думаю, Воннегут окажется провидцем – погубит человечество его собственная глупость и безответственность, и не столь важно, что послужит средством.
Рекомендовать всем не стану, если еще не знакомы с творчеством Воннегута, то лучше начать с книги Бойня номер пять, или Крестовый поход детей, чтобы определиться, нравится ли вам данный писатель или нет, но если Воннегута любите и уважаете – то прошу ознакомиться.