Рецензия на книгу Утопи мою голову от Reznor
С восторгом открыл для себя Юрия Мамлеева. Дочитал и держу в руках его первую книгу, напечатанную в СССР, в 1990-м году. Сборник рассказов с вызывающим названием «Утопи мою голову». А ведь писать он начал ещё при позднем Хрущёве. Держу эту книгу и пытаюсь найти оправдание её запрету.
Как принято считать, проза Мамлеева тяготеет скорее к сюрреализму, но вот проблема, этот сюр очень даже отрезвляет, иногда недлинные рассказы автора вызывают шевеление волос на голове, а порой и легкую тошноту, головную боль, недомогание. Но это всё обжигающе приятно, как будто узнал чужую тайну в детстве, захватывающе, как вуайеризм, притягательно, потому что находится под запретом.
(Не)большое отступление. Только подумайте, как много «убивают» персонажей-людей в книгах-детективах, экшн-фильмах, криминальных сериалах. Если «умирает» не главный герой, то мы и внимания-то особого этому не придаём. «Умер» и «умер», для затравочки сгодится. Не по-настоящему же. Разумеется, не по-настоящему. А что если таким образом нарушить святое табу и, не по-настоящему, «убить» животное? А ребёнка? Как вам, а? Подобную наглость себе позволяют немногие, сейчас на ум приходит только австриец Михаэль Ханеке – выдающийся режиссёр. И каждый раз, когда Ханеке «убивает» в своем фильме животное, лично у меня кровь в жилах стынет от ужаса. Обязательно посмотрите его фильм «Забавные игры», неважно «немецкую» или «американскую» версию – они одинаковые. Посмотрите и вам не захочется больше ничего.
Мамлеев тоже не брезгует литературным живодёрством, чем также вызывает ужас, граничащий с восхищением. И не надо думать, что это всё это сюрреально, ведь каждый мясоед создаёт спрос на убийство животного. Я вот давно это признал, но с собой ничего поделать не могу, продолжаю создавать этот спрос, иногда даже перестаю чувствовать вину. Просто хватаю охлаждённую тушку курицы в супермаркете и бросаю её в корзину. Мерзко звучит.
И с животными, это так, просто пример. Мамлеев, разумеется, глубже и шире.
Незадача, правда? Сюрреалист-реалист. Если очень плотно задуматься, вдохновиться нужными авторами, кинокартинами, мнениями – вся наша жизнь сюрреальна. Мы все живём как во сне: работа-дом-работа. Уничтожаем жизнь. Иногда не только свою. Медленно. Понимаем это, но сделать ничего не можем. Персонажи Мамлеева пытаются исправить хоть что-то, теми способами, которые им доступны, теми способами, которые многим навсегда останутся непонятны, а как иначе, ведь чужая душа – потёмки.
Пусть это будет антиподвиг, они к нему готовы. Мы – нет.