Рецензия на книгу Повседневная жизнь публичных домов во времена Золя и Мопассана от beshenaia
#школа_февраль_1 (Доп1)
#буклайв_ратуша_люстра
Возможно, в этом мире было бы гораздо проще жить, если бы все события и явления имели чёткую окраску. Это плохо, поэтому оно чёрное, а вот это – хорошо и заслуживает белый цвет. Но, увы! В жизни всё гораздо сложнее. И между чёрным и белым расположились бесчисленные оттенки серого цвета. А порой бывает и так: что-то абсолютно мерзкое и грязное на первый взгляд, оказывается необходимым и неизбежным злом, решающим многие сложные вопросы. Подобным образом можно сказать о таком явлении, как проституция, да и о самих проститутках тоже. Именно их историю и призвана рассказать эта книга.
Вообще проститутка в литературе – совсем не редкий образ. Ну, как тут не вспомнить знаменитую Сонечку Мармеладову Достоевского и те сочинения, которые приходилось писать о ней в рамках школьной программы? Или, скажем «Яму» Александра Куприна, которую можно считать чуть ли не путеводителем в мир борделей и продажных женщин. Впрочем, французские авторы не отставали от русских классиков. Так Александр Дюма-сын подарил миру «Даму с камелиями», а Эмиль Золя в романе «Нана» воплотил в жизнь образ неотразимо-притягательной куртизанки. И, если верить биографам, в этих произведениях писатели основывались на собственном опыте. Ну а Лаура Адлер тщательно изучила художественную литературу, добыла редкие архивные сведения, чтобы по крупицам собрать информацию о проститутках и проституции. Так и родилась эта книга.
Отмечу, что здесь имеется чёткое разделение на отдельные части. Так часть первая описывает куртизанок, вторая – обитательниц борделя, ну а третья – жизнь уличных проституток. Само собой, все эти разделы очень тесно переплетены между собой, а порой какая-то информация повторяется. Но это и не удивительно, если учесть, какая зыбкая грань отделяла куртизанку, практически даму полусвета, от продажной девки, обитающей на улицах больших городов. Мне трудно судить о полноте и достоверности представленной информации, но как мне показалось, сведения о куртизанках были крайне скудны и скучны. Что-то мне не верится, что ни одна из этих искусных обольстительниц не оставила после себя мемуаров, а все их многочисленные почитатели были столь же скупы на воспоминания.
Вот про бордели и жизнь на улице информации было куда больше. Впрочем, такой подход имеет вполне логичное объяснение. Автор, как мне кажется, сознательно избегала романтизации образа проститутки и постоянно подчёркивала, что даже самая роскошная куртизанка, как правило, оканчивала жизнь в сточной канаве, вся больная, никому не нужная, позабытая и презираемая бывшими воздыхателями.
Не скажу, что мне удалось почерпнуть из этой книги что-то новое, но читать было довольно любопытно. Да и автор старалась не делать однозначных выводов, говоря о причинах и морали, довольно подробно представляя все имеющиеся точки зрения.