Рецензия на книгу Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений от Bepeck
Обязательно к прочтению!
Не так часто я столь категорична в рекомендациях, но эта та работа, с которой стоило бы ознакомиться каждому. Даже с поправкой на то, что к научпопу стоит относится с некоторым скепсисом эта книга будет весьма полезна. По факту всё что в ней написано было мне известно в той или иной мере, где-то сама пришла к подобным выводам, что-то на интуитивном уровне, где-то из опыта прошлых поколений. В этой книге же представлены научные выкладки и примеры, результаты некоторых изысканий, немного статистики и примеры из жизни.
Обычно я стараюсь в рецензии указывать плюсы и минусы именно произведения, в этой же подискутирую на тему некоторых идей, изложенных в книге (не те 6 ключей, которые выделяет автор ,поскольку они во многом пересекаются, да и описаны весьма подробно).
Основная идея книги в том, что наш разум необычайно гибок и лишь от нас зависит насколько мы его сможем развить и чему научиться, а не от каких-то там врождённых даров.
Безусловно мы все разные, и у каждого есть свои способности и особенности, но это не причина ограничивать себя и загонять в рамки. Ведь научиться можно очень многому, просто на что-то придется потратить больше времени. Я бы еще добавила то, что нам легче дается интересующий нас предмет, занятие. Как минимум потому, что мы отдаемся ему со всей страстью и уделяем гораздо больше времени, не обращая на это внимания. Занимаясь же скучным и неинтересным делом, мы страдаем, пытаемся увильнуть и даже пять минут нам кажется часами. По старой привычке упрощу и приведу пример физического аспекта тела. Возьмем к примеру шпагат. Давайте скажем честно, немногие с рождения могут с ходу сесть на шпагат, но если заниматься постоянно и тщательно, то сможет практически каждый, но если после пары попыток забросить и сказать «у меня нет к этому способностей» то практически наверняка не удастся преуспеть. А ведь мозг, это тоже часть нашего организма, которую надо тренировать и развивать.
Что же касается личного примера… мне всегда говорили, что у меня по языкам не будет выше подаренной «удовлетворительно», но к концу обучения вышла на твердое «хорошо».
При этом имею и упомянутый автором страх перед предметом. Для меня наиболее выраженная данная проблема с английским. Признаюсь честно, меня натурально трясет когда я просто думаю, что мне надо сделать задание или сходить на занятие. Буквально недавно в рамках занятий в аспирантуре пришлось посетить урок иностранного языка. Уже к середине первой пары меня не просто бросало в дрожь, а натурально знобило и тряслись руки. Мне казалось, что нет ничего хуже и потому (а может и поэтому) у меня нет шансов сдать этот предмет «ведь это не моё», я не могу сказать и слова, несу чушь и т.д. Преподаватель же спокойно дала оценку «вполне неплохо, неплохой словарный запас, есть конечно немного ошибок, но хороший уровень, стоит только меньше нервничать», если подумать, то да, так оно и есть, но я всё равно паникую от одной только мысли даже просто о выполнении «домашки».
Весьма неожиданным для меня стала мысль о неправильных «похвалах». Но вместе с тем, я поняла, что да, так оно и есть, я даже это знала, просто не осознавала. У меня в этом плане есть пример попроще. Всё дело в ассоциациях. Как-то раз «размышляя о смысле жизни» слышу детский голосок (кто сталкивался с акустиков в санузлах в панельных домах, тот поймет): «Мама, а пакакаль!» и в ответ «Ути ты мой молодец!». Стоит ли говорить какие у меня ассоциации теперь вызывает эта похвала?)) Конечно в обычных условиях это не столь наглядно, но всё равно возникает установка, что если сразу не получилось, значит ты уже не «молодец» и действительно, будет страшно брать более сложные цели, из опасения перестать быть «умницей». То же самое когда с кем-то сравнивают и из раза в раз говоря, что вот смотри, у него как получилось, а ты такой сякой (а там может вообще разные направления или разные критерии оценивания). Через время опускаются руки, и пропадает желание что-то делать, даже если ты знаешь, что тому, другому понадобилось для выполнения задачи много времени и ему помогали, а от тебя требуют результат получить самостоятельно и вот прям сча, и зачастую это всё сопровождается криками из серии «в кого ж ты такой тупой» (тоже из личного опыта). Для любого человека очень важна поддержка, а для детей, родители для которых являются главным оплотом и поддрежкой просто потому что это родители, родительское порицание, сравнение с другими сверстниками или родственниками в подобном ключе является наибольшим тормозом в стремлении и желании что-то делать и чего-то достигать.
Научно объяснён в книге и не раз встречаемый в жизни фактор «забывание за ненадобностью». Даже если что-то хорошо получалось (мог, например, запоминать имена, даты, цифры, решать в уме задачки и т.д.) через время неиспользования навыка ты понимаешь, что уже не способен это сделать и потом гораздо сложнее вернуть свои «возможности» (помню запоминала телефоны, знала не мало их наизусть, а сейчас помню от силы пяток, а остальные проще записать). Этот же принцип можно применить и для пожилых людей. Есть знакомые «бабушки», которые и разменяв восьмой, девятый десяток остаются бодрыми и акивными (насколько позволяет здоровье и физические возможности), следят за внуками, занимаются дачами или рукоделием. А есть те, кто гораздо моложе, но ничего не делает, только и жалуется на самочувствие (при том медицинская карта редко во втором случае хуже чем в первом). Я для себя давно решила, что буду стараться до упора бороться с ленью и придумывать активности на «старости лет».
Что же касается позитивного мышления, то и тут всё взаимосвязано, когда человек опускает руки, то он перестает бороться и соответственно что может получится, если ничего не делать? В то время как позитивно настроенный индивид будет работать над собой, и даже если не сможет достигнуть наивысшей точки, любое продвижение вперед уже результат, а при позитивном мышлении даже небольшой успех воодушевляет, побуждая удвоить усилия - вот такой замкнутый цикл успеха.
А упомянутый «коллективный разум»? на самом деле Тоже весьма логично, и именно в том случае, когда каждый принимает участие в обсуждении, а не один решает за всех. Потому что, высказывая свои мысли нам приходится их формулировать, акцентироваться на конкретной, а не просто потоково думать. К тому же обосновывая свою точку зрения мы вынуждены вспоминать какие-то факты, доказывать её, слушая коллегу (именно слушая, а не прослушивая) вникать в его вариант и так же прогонять через призму своих аргументов. Т.е. это позволяет не просто найти ответ, а тщательного продумать и проанализировать не только свой и альтернативные варианты.
Рассматривается в книге и множество того, что весьма сложно реализовать. Например, изменение в образовании или проверке знания. Сейчас, к сожалению, программу в школах максимально упрощают и не дают детям возможности мыслить. Родители, например, рассказывали, и не раз читала об интересных экспериментах на химии и физике, у нас же… грустно у нас было. Если еще на физике хотя бы лабораторные, пусть и со строгим пошаговым алгоритмом, то на химии за всё время только парочка экспериментов продемонстрированным учителем. На математике детям давно уже перестали давать возможность доказывать теореми, даже просто ознакомление в учебниках если есть, то со звездочкой, что на уроках ровненько пропускается. И детям говорят «запомните», тогда как понимание процесса, а не запоминание формулировок намного важнее. (кто сталкивался с задачками по геометрии когда находишь решение за минут пять, а потом два часа описываешь «согласно теореме….»)
Если написанное до этого применимо к каждому и повсеместно, то я вижу гораздо больше сложностей с проблематикой «быстрого и медленного мышления». Сложно спорить, что быстрое решение нескольких простых задач не лучше медленного поиска решений задачи повышенной сложности. Но мне кажется свойственная многим детям (и безусловно взрослым) неусидчивость и леность будет находить оправдания в этом принципе «я не ленюсь, я просто думаю медленно». Однако если говорить про проверку знаний тестами это в корне не верно. Поскольку кто-то пройдет тест «наугад», а кто-то правильно решаю перепутает знак, пропустит цифру (опять же для меня очень жизненная и болезненная тема))))
Поскольку я столкнулась с многими из проблем воспитания и образования, описанными в книге, и после сама медленно и с трудом выбираясь из созданных ими ям (а из некоторых лень/страшно/кажется нереальным/и тут нормально выбираться) считаю что «с этим надо что-то делать». И пусть отдельно каждому из нас нереально изменить систему образования, но как минимум мы можем изменить отношения к самим себе и помочь своим детям, формируя у них правильное отношения с самого раннего возраста, а после дополняя школьное образование
#буклайв_школа_спортивный_инвентарь