Рецензия на книгу Циники от Reznor
Что будет, если в грубую среду революционных свершений поместить человека изящных манер, интеллигента? Ответ даёт Анатолий Мариенгоф в своих «Циниках», и ответ этот предельно прост – интеллигент будет вести себя не лучше Марии Антуанетты с её грёбанными пирожными.
Поначалу кажется, что герои романа, словно персонажи фильма «Последняя любовь на Земле», отрицают всё, что находится за пределами их тёплой кровати. Просто потому, что поглощены любовью друг к другу. Такова воля страсти. И совсем не важен окружающий мир, заготавливающий конину, а затем и верблюжатину на зиму, ставящий памятники Робеспьеру и Марксу, отправляющий пятнадцатилетних подростков в качестве пушечного мяса на гражданскую войну. Позже становится понятно, что нездоровый цинизм обязательно должен граничить с таким же нездоровым эгоизмом. А это уже совсем другое кино. «Последнее танго в Париже», например.
Куда интересней следить за подачей Мариенгофа. Будучи пионером имажинизма, автор делает ставку на чистоту образов, неизменно подключая резкость, контраст и эпатаж. Своих «Циников» он разделил на очень маленькие главы, чтобы ярче подсветить переходы от частного к общему. Так, частным у Мариенгофа выступают мещанские проблемы: запрет продавать мороженое, страх перед нехваткой губной помады, нежелание делиться любимой шоколадной конфетой. И тут же, включается общее: общенациональный голод, разгул преступности, ужасы гражданской войны, каннибализм. Частное конечно же доминирует над общим, сюжетно и количеством знаков, развиваясь в абсурд. Общее же выглядит вынесенным за скобки страшным сном, который вспомнил между делом за сытным завтраком. Такой смелый подход к прозе и непосредственный сюжет книги сошлись, на мой взгляд, очень естественно.
Конечно, «Циники» – это ещё и исторический слепок времени, сделанный, что важно, современником. Роман даёт чёткое понимание не только о послереволюционном бытовом устройстве человека, но и о политике, экономике, кадровых решениях новорожденного государства.