Рецензия на книгу Клара и тень от masyama
Раз за разом возвращаюсь к произведениям Хосе Карлоса Сомосы в надежде найти новую «Пещеру идей» и раз за разом обманываюсь в своих ожиданиях. Так же произошло в случае с «Кларой и тенью». «Клара...» слабее «Пещеры...», и намного. Это обидно, потому что ХКС — один из самых глубоких и непредсказуемых авторов, с которыми я знаком. Хоть кто бы написал «Клару...», и я бы ему аплодировал, но Сомоса брал вершину гораздо серьёзнее.
Одна из самых привлекательных черт ХКС, как писателя, это умение придумать что-то совершенно уникальное для каждого из своих романов. В «Пещере...» был эйдезис, в «Наживке» были филии, в «Даме номер 13» особенные заклинания. Здесь — ГД, или гипердраматическое искусство.
Фундаментом романа является метод письма картин живыми людьми. Ну, то есть условно живыми, потому что, став «полотном», а значит произведением искусства, они в значительной степени перестают быть личностями, становясь почти неодушевлёнными.
«Клара...» по форме представляет собой «маньячный» детектив-триллер, в котором неизвестный с особой жестокостью уничтожает «живые» картины. Сюжет очень напряжённый, динамичный, читать интересно. Правда, я догадался о подоплёке происходившего довольно рано, что бывает нечасто. Но, в любом случае, для ХКС, как мне кажется, детектив — это не фантик без конфетки. Он действительно хотел донести до читателя идею.
У меня создалось впечатление: Сомоса пытался понять, что будет, если довести объективацию человека до абсолютной. Сам термин объективации, возможно, немного испорчен вульгарной трактовкой. Например, признание красивых женщин или мужчин образцами эстетики своего вида якобы объективация. Нет, это, по-моему, не объективация, а здравый смысл. Скорее, объективацией можно считать насильственное насаждение «боди позитива», но это также спорно. Объективация через гипердраматическое искусство у ХКС — это низведение личности до состояния предмета, отказ ею от всякой свободы воли и добровольное принятие статуса вещи.
Сомоса, написавший «Клару...» в 2001 году, полагал что общество уже почти готово приветить такой же или похожий феномен, счесть его бизнесом от творчества и накачать несметным количеством денег. Более того, вслед за картинами, написанными живыми людьми, должны были появиться мебель из людей, посуда из людей, инструменты из людей и так далее. Пока этого не произошло, но никаких особенных препятствий воплощению описанного кошмара в жизнь я не вижу. Мы уже живём в мире перформансов, так чему ещё можно удивляться?
Также ХКС рассматривает в «Кларе...», если можно так выразиться, преходящесть и транзитность гениальности. Да, любой гений с течением времени исчерпывает себя или просто уходит. Но всякая область человеческой деятельности должна развиваться, а не стагнировать. Гений своим существованием как бы оплодотворяет её. Поэтому у Сомосы некая организация занимается буквально передачей полномочий текущего гения от одного автора к другому, чтобы бизнес на искусстве не перестал приносить доход. То есть основная функция гения не творческая, а финансовая. Грустно, но правдоподобно.
Резюме. Читать очень рекомендую, если при чтении хочется ощущать глубину под поверхностью действия. Хосе Карлос Сомоса — невероятно крут, даже если книга не называется «Пещера идей».