Рецензия на книгу Мэбэт от masyama
На мой вкус северо-азиатская этнографическая основа в художественной книге сразу прибавляет ей очарования. Как в «Мэбэте» Александра Евгеньевича Григоренко. Что удивительно, сам автор вовсе не считает, что написал что-то этнографическое. Наверное, он не лукавит. Он просто писал о приключениях в восточной тайге, но для читателя колорит имён и обычаев становится яркой характеристикой произведения.
«Мэбэт» — это одновременно сказка, притча, приключенческий роман и теологический том. Каждый читатель, в зависимости от его вкуса, будет концентрировать внимание на той или иной грани этой книги. В моём случае, как ни было мне самому удивительно, наиболее меня привлекла именно теология. По всей видимости, Мэбэт и другие действующие лица романа — ненцы. Ненецкие традиционные верования, представленные Григоренко, не знаю, насколько достоверно, покорили меня. В них отражена матрёшечная суть мироздания: в каждой большой вещи помещается малая, большая вещь помещается в ещё большей, в малой вещи помещается ещё более малая. Люди, духи, боги — это и есть такие «матрёшки», находящиеся одна в другой, и так до бесконечности. Богиня-Мать, чьей игрушкой стал главный герой романа, она, всесильная по отношению к нему, бессильна по отношению к явлениям и законам более высокого порядка. Взаимодействию с нечеловеческими сущностями и пространствами бытия посвящено около половины книги, и мне было очень интересно.
Персонажи романа привлекательны восточной смесью фатализма и непредсказуемости. Герои книги, как заведено, делают, что должно, но совершенно невозможно предсказать, как, по их мнению, должно. Обоснование каких-то решений в книге часто парадоксально, но единственно возможно для жителей северо-восточной тайги. Они следуют правилу, которому хотят, но не могут следовать современные люди. Это классическое правило Carpe Diem. Скорее всего, жить настоящим могут лишь те, кто живёт, так сказать, в природе и зависит только от себя и неё.
Само изложение посюсторонних и потусторонних странствий Мэбэта поглощает читателя. Здесь у Александра Евгеньевича, пожалуй, задача была не такая и сложная: нащупать подходящий эпический слог и не сфальшивить. Мне кажется, с ней он блестяще справился. Скажу честно, мне очень жаль, что все счета в «Мэбэте» закрыты, и прямого продолжения не будет. Да и так называемых спин-оффов тоже не будет. Хотя есть ещё «Ильгет», написанный в подобных же декорациях.
У Александра Григоренко очень короткая библиография. Жаль, что он уже очень давно не пишет крупную прозу. А, может, и пишет, да её не публикуют. Оба его таёжных романа опубликовались в маленьком издательстве, которого больше не существует. Однако, я надеюсь, что из-под его пера выйдут ещё несколько глубоких, замечательных произведений.
#жанромания2 (8. Приключения и путешествия)