Рецензия на книгу We should all be feminists. Дискуссия о равенстве полов от Arman.de.Marten
В январе на книжном клубе мы обсудили эссе нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи «Мы все должны быть феминистами» (в русском переводе предложено менее провокационное название – «Дискуссия о равенстве полов») — это коротенький текст, основанный на речи, которую она произнесла на TEDx в 2012 году.
Как я понял, TEDx – локальное мероприятие, разного рода энтузиасты могут проводить его в любой точке мира, следуя правилам TED (глобальной конференции с участием мировых экспертов и лидеров). Короче говоря, автор выступила со своим докладом на каком-то междусобойчике и произвела фурор.
В этом эссе Адичи делится размышлениями (на мой взгляд, не слишком оригинальными) о гендерных стереотипах, неравенстве и необходимости феминизма в современном обществе.
Выделил для себя основные идеи:
1. Личный опыт:
Автор рассказывает о своём детстве в Нигерии, где она впервые столкнулась с гендерной несправедливостью. Например, её учительница хотела, чтобы мальчик был старостой класса несмотря на то, что Чимаманда набрала больше баллов. Это стало для неё первым осознанием того, как общество принижает женщин.
Хотя личные истории делают эссе близким и понятным для неподготовленного читателя, они же подсвечивают основные недостатки данной работы. Я считаю, что Адичи слишком полагается на свой опыт, что лишает её аргументы универсальности. Например, её взгляды на гендерные роли в Нигерии могут не полностью отражать ситуацию в других культурах или странах (как более, так и менее патриархальных), а аргументацию, основанную на собственных детских переживаниях и обидах, неплохо было бы подкрепить ссылками на исследования с более широкой выборкой.
2. Культурные стереотипы:
Адичи подчёркивает, что гендерные роли навязываются с детства. Мальчиков учат быть сильными и скрывать эмоции, а девочек — быть покорными и угождать другим. Она критикует эти нормы, утверждая, что они ограничивают как женщин, так и мужчин.
При этом Адичи слишком критично относится к местным традициям (в том числе африканским), не предлагая четких альтернатив, которые могли бы быть приемлемыми в конкретном контексте. Для примера, те методы, которые будут актуальны в Калифорнии, вряд ли найдут плодородную почву в современном Ираке или Афганистане.
3. Феминизм для всех:
Адичи настаивает на том, что феминизм — это не борьба против мужчин, а стремление к равенству. Она призывает мужчин и женщин вместе работать над изменением общества, чтобы оно стало более справедливым.
Но по факту мы видим только беглое и поверхностное описание проблем, а не предложение конкретных решений. Хотя Адичи призывает к изменению мышления и воспитания, она не даёт ясных рекомендаций о том, как именно можно изменить системы, поддерживающие гендерное неравенство. Например, как бороться с институциональной дискриминацией или как вовлечь мужчин в феминистское движение на практике?
Автор пишет, что гендерные стереотипы вредят не только женщинам, но и мужчинам, однако не развивает эту тему. Адичи голословно (без ссылок на результаты исследований) заявляет, что токсичная маскулинность негативно влияет на психическое здоровье мужчин.
4. Глобальный контекст:
Хотя Адичи говорит о своём опыте в Нигерии (и частично, об опыте своих неназванных подруг в Америке), её идеи (по мнению большей части аудитории нашего книжного клуба) имеют универсальное значение.
На мой взгляд, эссе как раз написано в основном для западной публики, что делает его менее применимым для людей из более закрытых обществ. Некоторые читатели из стран с сильными патриархальными устоями могут найти её аргументы слишком радикальными, что еще раз подчеркивает поверхностность данной работы.
Выводы:
По итогам обсуждения, большинство согласилось, что эссе Нгози Адичи «Мы все должны быть феминистами» стало важным вкладом в современный феминистский дискурс, а этот эмоциональный текст несомненно способен вдохновить многих людей по всему миру задуматься о гендерных вопросах и начать действовать.