Рецензия на книгу 99 франков от Arman.de.Marten
Тебе понадобилась масса времени, чтобы узнать, чего ты хочешь в этой жизни: одиночества, тишины, выпивки, книг, «дури», писательства и, изредка, красивой девки в постели – девки, которую ты потом никогда больше не увидишь.
На днях прочитал «99 франков» французского сочинителя Фредерика Бегбедера и, признаюсь, остался под впечатлением.
Такая потрясающая своей пустотой книга мне давно не попадалась. Автор – типичный модный «интеллектуал» с густой примесью нарциссизма и явно показной циничности. Пытаясь блистать (мнимой?) начитанностью, он к месту и не к месту набрасывает имена больших писателей, но сам вряд ли будет зачислен в их славную когорту (даже в лист ожидания не попадет).
Произведение оставляет после себя крайне неприятные ощущения банальной скуки, помноженной на легкие нотки почти физиологической (но совсем не сартровской) тошноты. Упоминая Селина и Буковски, неистовый Бегбедер будто бы даже пытается их неумело копировать, но на выходе получается какая-то жуткая профанация серьезной литературы.
Автор, вероятно, собирался обличить общество потребления и рекламную индустрию, но на самом деле занимается, скорее, их развитием и укреплением, исповедуя, как и они, максимально поверхностный и циничный подход. Стиль изложения, который, по замыслу Бегбедера, наверное, должен был выглядеть остроумным и провокационным, по факту представляет собой жалкий набор трюизмов, приправленный дешевым эпатажем.
Герои романа — карикатурные и одномерные, их поступки лишены логики, а диалоги неестественны и полны всевозможных клише. Обсуждать зияющие в сюжете дыры не вижу никакого смысла, их способен заметить даже первоклассник.
Сам Бегбедер, судя по тексту, слишком увлечен собственным имиджем "бунтаря" и "интеллектуала", что заставляет роман не столько критиковать общество, сколько демонстрировать нарциссизм своего создателя. Постоянные отсылки к поп-культуре, алкоголю и наркотикам не добавляют глубины, а лишь подчеркивают вторичность произведения.
Кроме того, книга сильно перегружена лишними подробностями и повторами, которые не развивают сюжет, а только искусственно растягивают текст. Идея, которая могла бы быть интересной или хотя бы полезной, теряется в потоке пустого трёпа и самолюбования автора.
В итоге «99 франков» — это типичный пример того, как попытка быть "против системы" превращается в примитивную и вполне мейнстримную историю, которая не оставляет после себя ничего, кроме ощущения напрасно потраченного времени и двух-трех цитат для «пацанских» пабликов. Одну такую я как раз и поместил в самом начале этой рецензии.
Убедительно!
@masyama, накипело)