Рецензия на книгу Госпожа Ким Чжи Ен, рожденная в 1982 году от theraspberry

[ Примечание: русский перевод ужасен, поэтому, к сожалению, никому его не советую. ]
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤAnd there's nothin' like a mad woman
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤWhat a shame she went mad
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤNo one likes a mad woman
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤYou made her like that
ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ(из песни mad woman Тейлор Свифт)
ㅤЖенская ярость. Фраза, что раз за разом приходило мне в голову во время прочтения. Та тихая, отчаянная ярость, что веками таится в сердце женщины в патриархальном мире и передаётся из поколения в поколение. Та, что в конечном итоге ломает стеклянные и бетонные потолки и стены. Именно это испытывали героини «Госпожи Ким Чжиён, рождённой в 1982 году», именно это я чувствовала во время прочтения.
ㅤЭта книга — не просто художественный роман или социологическое исследование, это энциклопедия феминистских проблем, с которыми женщины в Корее и во всем мире сталкивались на протяжении веков и продолжают сталкиваться до сих пор. Писательница Чо Намджу, описывая собственный жизненный опыт, сумела создать обобщенный образ женщины, которая вынуждена жить в патриархальном мире, постоянно бороться за свои права и голос и почти все время проигрывать в этой бесконечной битве.
ㅤВ книге представлена биография женщины Ким Чжиён, чьё имя являлось одним из самых популярных имён 80-ых и было выбрано для того, чтобы подчеркнуть универсальность женского опыта. В течение жизни она постоянно натыкается на ситуации дискриминации в отношении себя или других женщин из окружения, что подтверждается реальной приведённой статистикой в корейском обществе: предпочтение сыновей, домогательства, обвинение жертв, проблемы с поиском работы, неравная оплата труда, репродуктивное насилие, скрытые камеры в туалетах и многое другое. Ответом героинь этой книги в таких случаях зачастую является ярость — иногда беспомощная, иногда воинственная и побуждающая пытаться изменить положение вещей.
ㅤВ какие-то моменты по сюжету Ким Чжиён, неся в себе всю эту несправедливость и страдая от затяжной депрессии, буквально превращается в других женщин — в свою мать, бабушку (в фильме) или погибшую подругу, которые также являются жертвами патриархальной несправедливой системы. Для меня это метафорическое помешательство приобрело магический смысл. С одной стороны, Чжиён словно по-настоящему сходит с ума от нелёгких жизненных обстоятельств. С другой стороны, безумие является просто крайней степенью злости в ответ на многолетние страдания не только этой женщины, но и всех женщин в целом. Через Чжиён обретают голос другие женщины и высказывают всю прежде тихую и безмолвную ярость, которую часто в рамках социальных норм женщины должны были и должны сейчас скрывать в ситуациях, когда над ними учиняют психологическое, физическое, экономическое или другие формы насилия.
ㅤКонцовка книги неудовлетворительна и словно возвращает нас в начало, но она также как будто добавляет мощи в посыл и в идею о том, что у нас ещё долгий путь к гендерному равноправию. К этому также хочу добавить цитату из романа:
ㅤㅤㅤㅤㅤ«Мир сильно изменился, но незначительные правила, договорённости и обычаи остались прежними, а это значит, что мир на самом деле не изменился».