Рецензия на книгу Беглянка от Areliya
Чем глубже я погружаюсь в эпопею В поисках утраченного времени, тем сильнее затягивает этот литературный водоворот. Парадоксально, но последние тома, несмотря на свою незавершенность и всё более откровенно отталкивающего главного героя, производят не менее сильное впечатление, чем первые.
Марсель предстает перед нами во всей своей неприглядной полноте: эгоцентричный манипулятор, лишенный моральных ориентиров, для которого окружающие — лишь инструменты для удовлетворения собственных желаний. Его признание в совращении несовершеннолетней шокирует не столько самим фактом, сколько полным отсутствием раскаяния. Все его переживания сводятся исключительно к тому, как этот поступок может повлиять на его текущие любовные дела.
Пруст мастерски показывает механизмы самообмана, которыми пользуется его герой. Чем изощреннее становятся его манипуляции, тем явственнее проступает истинная суть его поступков. Особенно нагляднго это в связи с Альбертиной — предметом его болезненной страсти, которая, как он сам признается, стала объектом его внимания лишь благодаря серии случайных препятствий. В этом весь герой Пруста: он желает не человека, а того, что ему недоступно.
И все же... Несмотря на всю омерзительность главного персонажа, роман завораживает. Прустовский слог, его способность препарировать малейшие движения души, анализировать каждую эмоциональную вибрацию — это настоящая литературная магия. Возможно, именно в этом и заключается гениальность автора — он создает персонажа, который, будучи отвратителен как человек, невероятно интересен как объект психологического исследования.
Интересно проанализировать название тома. На первый взгляд это отсылка к смелому поступку Альбертины, а также к тому, к чему он привёл - к ещё большему бегству, чем она сама ожидала. Но можно это отнести и к вновь появившейся Жильберте, которая бежит от своего прошлого, включая своих родителей.
Остался один том, но это определённо та серия книг, к которой можно возвращаться снова и снова, при каждом чтении получая не меньше удовольствия при первом знакомстве.
#библиополия (Классика Европа, 100)