Рецензия на книгу Когда король губит Францию от ninashashkova
Когда я прочитала первую книгу цикла "Проклятые короли", то так радовалась, что впереди меня ждут еще шесть прекрасных и таких же увлекательных, как я надеялась, книг. Но, к сожалению, цикл, перевалив за экватор в виде четвертого романа "Негоже лилиям прясть" (который я считаю лучшим во всей серии, да и вообще одним из самых замечательных романов из когда-либо мною прочитанных), становился для меня все менее интересным, постепенно превращаясь во что-то среднее между художественной литературой и учебником истории. И закончилось все это седьмой частью цикла "Когда король губит Францию". Этот роман мне дался с таким трудом, что я могу сказать: "Ура! Наконец-то я его домучила!".
Повествование идет от лица кардинала Перегора, но стиль крайне необычный. Кардинал ведет диалоги с разными людьми, но читатель не слышит их реплик, а только длинные рассказы кардинала. Самое близкое сравнение, которое приходит мне на ум - это человек, разговаривающий рядом с вами по телефону, но его собеседника вы не слышите, и только из ответов и отдельных фраз, брошенных рассказчиком, вы можете предположить, что говорят на том конце провода. Вот в таком стиле написан весь роман. Я сначала даже не поверила, решила, что такой будет лишь первая глава, и сразу пролистнула к концу. Каково же было мое разочарование, когда я поняла, что классического повествования ждать не придется. С одной стороны, находка интересная, но с другой, мне читать это было крайне тяжело.
Столетняя война, начавшаяся в предыдущем романе, идет полным ходом. На престоле Франции находится недалекий и взбалмошный монарх Иоанн II, который ведет страну в еще большую пучину хаоса, хотя, казалось бы, куда еще хуже. Во главе Англии все так же Эдуард III, но роман в большей степени о противостоянии Иоанна II и сына Эдуарада III - еще одного Эдуарда, Черного принца. И апогеем как романа, так и этой борьбы становится битва при Пуатье. Всю эту историю мы узнаем из уст выше указанного кардинала, который сдобряет свой рассказ рассуждениями на различные темы: о церкви, об архитектуре, о политике. Персонаж этот самовлюблен и высокомерен, и со многими его тезисами я не согласна. И я предполагаю, что рассказчик он ненадежный, потому что передает исторические события через призму своего ограниченного видения.
В целом я бы сказала, что события, описанные в этой книге не менее интересны, чем события предыдущих частей, но стиль повествования, выбранный Дрюоном, не дал мне насладиться ими. Я с трудом продиралась через текст, наверняка многое упустила и не запомнила. Как будто бы автор очень хотел написать эту часть (или его просили об этом), но у него уже не было вдохновения, поэтому он выбрал для себя новый путь, но это оказался проигрышный вариант. На мой взгляд, следовало остановиться на шестой книге, к тому же, она ставила точку в истории династии Капетингов и многих других персонажей. В романе "Когда король губит Францию" практически не осталось знакомых читателю героев, лишь упоминания о них, а сблизиться с новыми у меня не получилось из-за того, что просто было скучно читать, я не могла погрузиться в сюжет.
И все же плох ли этот роман? Скорее, нет. Его имеет смысл прочитать для формирования полной картины упадка, к которому привела необдуманная политика предыдущих королей Франции. Но это уже не те захватывающие и легкие книги, которые начинали цикл. Наверно, если бы я решила почитать учебник на эту тему, я бы получила больше пользы, ведь мне бы не пришлось, кроме всего прочего, еще и вникать в рассуждения абсолютно неинтересного мне кардинала. Поэтому немного печально, что такой великолепный цикл я завершаю на не самой радостной ноте.