Рецензия на книгу Тройной полярный сюжет от masyama
Олег Михайлович Куваев, с моей точки зрения, несравненно умел говорить о людях, находящихся за промеченным бакенами житейским фарватером, ушедших в иные воды, таящие опасности для здоровья телесного и душевного. Как правило, воды северные и холодные. В повести «Тройной полярный сюжет» моё внимание привлекли, прежде всего, эпизодические герои, чьё присутствие в произведении ограничено несколькими строчками, парой абзацев. Бичи, работающие на разгрузке катеров, группа молодых моряков на понтах, гордо направляющаяся к дверям ресторана, картографы, занимающиеся своим кропотливым делом. У Куваева есть дар в нескольких словах создавать убедительный образ, совершенно очевидно пришедший в его тексты из жизни, из лично пережитого. Эти образы привлекательны своей внутренней угрозой. Они опасны, с ними надо держать ухо востро. Они жили на периферии советского общества, современного Олегу Михайловичу. Или, вспоминая его главное произведение, на Территории.
Я смаковал сцены, где были представлены эти действующие лица. Они, можно сказать, даже заслонили для меня ключевых героев. А их трое, соответственно названию повести. Все три судьбы в разных временах — капитана-британца, русского искателя и современного юноши-спортсмена — призыв идти за мечтой до конца, если она есть. Очень мало людей имеют мечту, не касающуюся сугубо материального достатка. А уж мечту увидеть розовую чайку на русском севере, так её, наверное, только эти трое и разделяли. Идти за мечтой до конца, даже если этот конец может оказаться буквальным, достойно человека и, возможно, только и подобает ему.
Сюжет «Тройного полярного сюжета» очень драматичен. Основная линия касается молодого горнолыжника, который в один момент вместо побед и почестей получает заключение врачей, ставящее крест не только на его спортивной карьере, но на, казалось бы, всех остальных жизненных перспективах. Парень решает то время, что ещё осталось, потратить на достижение недостижимого и, с практической точки зрения, бессмысленного — найти-таки эту розовую чайку.
По пути к своей цели он учится самому сложному, как мне кажется, умению — естественно принимать и оказывать помощь. Если есть те, кто готов помочь тебе — прими помощь с лёгким сердцем, без мыслей об ответной услуге, без опасения попасть в какую-то зависимость, потому что те, кто ищут от тебя такой зависимости, дадут понять сразу, что их помощь не безвозмездна. Если есть те, кому можешь помочь ты, — помоги, не рисуйся, не играй роль благодетеля, не ленись. Есть в повести замечательная реплика: «Ты держись за людей. Не за всех, а которые наши ребята. Ребята везде есть. […] Эх, Санёк, может, тебе неизвестно это: много ребят настоящих есть...»
Олег Михайлович был уникальным явлением в советской культуре: писателем, ставшим благодаря таланту литератора и опыту геолога и полярника певцом и проповедником могучей идеи, захватившей умы и души огромного числа людей. Она заключалась в том, что требовательный и временами жестокий северный край сделает тебя лучше, если ты не струсишь и сможешь посмотреть ему прямо в глаза.
Красивая рецензия)
@ninashashkova, спасибо!