Рецензия на книгу Мертвые души от viktoria_ch
Энциклопедия русской жизни - так я могу охарактеризовать тремя словами это гениальное произведение. Гоголь уникальный автор - он пишет свои образы будто бы рисуя картину, и перед нами предстают буквально живые портреты людей, мы видим их черт ы лица, одежду, походку, образ жизни и даже понимаем, какие у них интонации в голосе. Ведь ничего не изменилось, достаточно оглянуться вокруг и мы узнаем тех же персонажей, которыми движут человеческие пороки, алчность, жадность, желание разбогатеть. Прошло больше 100 лет, человечество изобрело самолеты, космические ракеты, электричество, люди передвигаются на автомобилях, а не на лошадях, кажется, что изменилось так много... А это иллюзия, модернизировались только инструменты, сама суть та же. Качества людей и мотивы, движущие ими, не могут меняться, они просто на генетическом уровне переходят из одного поколения другому. И зачастую в классической русской литературе поднимаются эти темы, высмеиваются и оголяются в ней человеческие души. Вот здесь, на мой взгляд, и есть критерий деления на "классику-не классику". Конечно, это определяет, прежде всего, время, но читатели ведь не просто так выбирают именно эти книги, эти произведения, действительно, актуальны будут веками.
Чичиков при всей отрицательности рода своего занятия, является самым "живым" персонажем, он взбудоражил этот маленький городок, на какое-то время он заставил его жить. И если бы не его приезд, люди , так привыкшие к своей социальной деградации, даже и на миг бы не проснулись. Поэтому Чичиков практически ни у кого из читателей не вызывает отрицательных эмоций, "живость" по большей части радует. В книге были другие персонажи, которые вызывали совершенно противоположное восприятие.
Вот, например, Плюшкин. Как удивительно и потрясающе, когда образы становятся нарицательными. Я с детства знала, лет с 6, каких людей называют "Плюшкиными", а "Мертвые души" впервые прочитала в классе 7-8. Скупость, жадность - эти пороки просто поглотили в прошлом яркого человека с интересной и вполне счастливой жизнью. Этот персонаж кажется самым неживым среди всех, несчастное существо с омертвевшей душой, у меня он вызвал искреннюю жалость.
А как не вспомнить слабого, бесцельно мечтательного и невообразимо ленивого Манилова? Разве кто-то не встречал таких бесхребетных, не имеющих собственного мнения людей? Такие люди сначала радуют своим легким отношением ко всему, но почти сразу становится скучно, неинтересно, такие люди оказываются пустыми, ничего из себя не представляющими. Неминуемо наступает разочарование в таких вот "Маниловых", главное, чтобы их не было рядом много, иначе они могут утянуть в пропасть за собой.
Про эти образы можно говорить бесконечно, Гоголь блестяще расписал такую палитру красок качеств людей, столько персонажей он представил читателям, что на этом всем надо останавливаться надолго. Просто брать книгу и читать, читать, читать...