Рецензия на книгу Друд, или Человек в черном от reiden_coldflame

9 июня 1865. Всемирно известный писатель Чарльз Диккенс едва не погибает в железнодорожной катастрофе под Стэплхёрстом. Из писем его родственников и друзей, а также других свидетельств современников можно заключить, что данный инцидент оказал серьёзное влияние на автора – в последующие пять лет, остававшиеся до его смерти, он станет более замкнутым, у него появятся странные привычки и вкусы. В 1869 году Диккенс начнёт работу над романом «Тайна Эдвина Друда», который будет закончен лишь наполовину.
Известно, что великий писатель был подвержен личностным странностям: впадал в трансы, страдал от навязчивых мыслей и образов, относился к своим персонажам, словно к живым людям, общался с ними. Эти обсессии, безусловно, послужили отправной точной для современного писателя-фантаста Дэна Симмонса, который в своём романе «Друд, или Человек в чёрном», соединяя реальность и вымысел, рассказывает историю последних лет жизни Чарльза Диккенса.
В романе Симмонса загадочный «чёрный человек», бродивший среди мёртвых и умирающих на месте катастрофы, становится навязчивой идеей Диккенса. Рассказчиком является коллега и друг Диккенса – писатель Уилки Коллинз, представленный Симмонсом в качестве человека, страдающего наркотической зависимостью. Роман строится на описании взаимоотношений двух писателей: Коллинз, естественно, находится в тени своего друга, что и вызывает зависть, переходящую в ненависть.
Викторианская эпоха у Симмонса рушит сложившийся стереотип: вместо чистеньких улиц, всеобщего прогресса и процветания, перед нами портовые районы, мрачные закоулки рабочих кварталов, кабаки и бордели, а также таинственное лондонское подземелье, целый город под городом, находящийся во власти человека-призрака по имени Друд.
Развитие событий в «Человеке в чёрном», иногда плавное, иногда порывистое, балансирующие на грани реальности и галлюцинации, реальности и сна, показывает связь событий жизни Диккенса и сюжета его последнего романа. Однако Симмонс не ставит задачи продолжить роман своего именитого предшественника, наоборот - в своём «Человеке в чёрном» он высказывается против этого: «Лучше остаться в неведении относительно личности убийцы Эдвина Друда… чем позволить менее одарённому писателю поднять перо, выпавшее из руки Мастера».
Роман Симмонса – это гармоничный симбиоз биографии и художественного вымысла, приправленный изрядной долей мистики; роман о «гении и злодействе», трактовать события которого можно с различных позиций. Уверен, что людям, знакомым с творчеством Диккенса в целом и с его последним романом в частности, а также всем любителям историко-мистических произведений будет небезынтересно прочитать роман «Друд, или Человек в чёрном».