Рецензия на книгу Кровь и железо от fermalion
От каждой взятой в руки книги всегда ждешь чего-то нового и интересного, вот только понятие «новое» в жанре фэнтези в последнее время встречается удручающе редко: велико здесь засилие штампов и жанровых клише. Так что задача писателя сводится к тому, чтобы пройти через это «минное поле», тщательно потоптавшись по жанровым условностям, пособирать лбом все разложенные предшественниками грабли и сделать из всего этого что-то интересное и небанальное. Задание не из легких — у кого-то получается, у кого-то нет.
Скажу сразу: у Аберкромби получилось.
Итак, темное фэнтези. Одним из главных героев книги является действующий служитель инквизиции — и будьте покойны, автор отнюдь не собирается деликатно обходить наиболее неприглядные эпизоды его работы. Никакого пуританства, никакого отвода глаз и смягчения углов — только брутальный жесткач и болезненная физиологичность всех допросных процедур и следственных экспериментов. Да уж, далековато это от христианских добродетелей (Бог в книге, кстати, совсем не упоминается, а инквизиция выполняет роль эдакого средневекового НКВД со всеми вытекающими, выпадающими и вырываемыми последствиями, очень светского и совершенно безрелигиозного органа), но что уж там...
Но при всем этом нельзя сказать, что автор как-то по-особенному упивается жестокостью и торжествует на останках растерзанных персонажей. Его жестокость как-то холодна, скупа и отстраненна — возникает ощущение, что ему самому неприятно описывать происходящее. Он будто говорит сквозь зубы — строго, по существу и ни словом более, чем нужно, отмеряя зверства с паталогоанатомической точностью, ни капли сверх необходимого.
На удивление органично в эти мрачные декорации вписывается грубоватый солдатский юмор. Шутят тут нечасто, и в основном, про гениталии — не ожидали же мы, что шайка варваров-оборванцев будет острить о поэзии? Так что с юмором все в порядке: он почти не ощущается, но все же в те редкие моменты, когда слово «жопа» всплывает в разговоре, оно неизменно оказывается уместным и придает диалогу живости.
Поведение персонажей во многом предсказуемо, но это тот случай, когда предсказуемость — не следствие авторской безыдейности, но напротив, результат тщательной проработки характеров. Автор уделяет мыслям и чувствам героев достаточно внимания, чтобы уже к середине книги читатель «сроднился» с ними и научился более-менее предугадывать их реакцию на происходящее.
Впрочем, еще пару раз им удается удивить читателя — не в самом лучшем смысле слова, к сожалению.
Стремясь придать повествованию живости, автор временами вводит персонажей в грех неадекватности — итог получается столь же неожиданным, сколь и нелогичным. Двоякие ощущения. Таких случаев мало, но они оставляют после себя неприятный осадок удивления и недоумения.
Что же касается сюжета — то его можно назвать «неплохим», но и только. Он развивается более-менее равномерно, временами лучше, временами хуже. Иногда хочется перескочить пару-тройку страниц, но чаще — вернуться назад и прочитать пару-тройку страниц по второму разу, чтобы лучше «врубиться».
Хорошо. Слегка детектив, слегка поножовщина, слегка фэнтези — ни рыба ни мясо, в общем-то, но все равно достаточно мило. Плюс к этому — замечательная обложка, что для книг такого жанра, издаваемых в России — вообще диво дивное.
Достаточно мрачная и вполне себе увлекательная книга, тщательно следующая всем канонам жанра — неплохое развлечение не только для фанатов, но и для «просто сочувствующих». Серебряная медаль.
Хорошо.