Рецензия на книгу Все утра мира от reiden_coldflame

Современный французский писатель, эссеист и знаток культуры Паскаль Киньяр у себя на родине давно получил широкое признание как критиков, так и простых читателей. В России, к сожалению, дальше кафедры зарубежной литературы филологического факультета творчество Киньяра не выходит не только потому, что его философские романы принято относить к категории «не для всех», но и ввиду отсутствия переводов большинства его произведений. В данном контексте, небольшой роман «Все утра мира» является прекрасной возможностью ознакомиться с творчеством одного из главных постмодернистов нашего времени.
«Все утра мира уходят безвозвратно»
В центре романа Киньяра два реально существовавших композитора эпохи барокко, о которых известно крайне мало, – ведущий отшельнический образ жизни де Сент-Коломб и его юный ученик Марен Маре, исполненный свойственной возрасту страстности и жажды жизни. Маре, подобно метеору, вторгается в уединённую жизнь семьи де Сент-Коломба, увлечённый не только секретами великого музыканта, но и его дочерьми, и вносит разлад в их размеренное существование.
Знаток истории и прекрасный стилист, Киньяр воссоздаёт приметы времени, помогая не только представить эпоху XVII века, но и практически позволяя услышать, как звучит знаменитая виола да гамба – барочный музыкальный инструмент, предшественник виолончели, по устройству похожий на скрипку. Ещё лучше прочувствовать дух той эпохи позволяет экранизация Алена Корно, выполненная с удивительной точностью и тщательно передающая звучание романа Киньяра.
«…Чтобы те, кто навеки утратил речь, могли омочить губы. Для тени умершего ребенка. Для стука молотка сапожника. Для жизни, предшествующей младенчеству. Когда ещё не дышишь воздухом. Когда ещё не видишь света»
Роман «Все утра мира» - о философии музыки, преодолевающей границу жизни и смерти, о ритме как о воплощении существования, о бренном и бессмертном, о бесчисленных и неповторимых осколках бытия.