Рецензия на книгу Танго старой гвардии от obukhova
Начал за здравие, а кончил за упокой. Очевидно, по схожей схеме будет развиваться и мой отзыв на «Танго старой гвардии». Есть в романе то, за что мне хочется Переса-Реверте хвалить. Но, к сожалению, не меньше в нем и того, за что хочется ругать.
Начиналось все действительно неплохо. Я уж думала, что в очередной раз хлебну густого ностальгического настоя и окажусь в книжном мире, где хочется пожить недельку-другую, заменив собой симпатичного персонажа. Авантюрная задумка была хороша. Макс Коста – красавчик, жиголо и платный танцор – знакомится на трансатлантическом лайнере с известным композитором Армандо де Троэйе и его прекрасной молодой женой Мечей. Затем Макс становится их проводником по злачно-опасным местам Буэнос-Айреса, где композитор хочет увидеть, как же танцуют настоящее танго. Между Максом и Мечей определенно что-то есть, но как бы сильно ни нравилась Максу женщина, ее жемчужное ожерелье нравится ему еще сильнее…
Шикарные отели, сверкающие слоноподобные роллс-ройсы, брызги дорогого шампанского на хрустящих полотняных скатертях, безоблачное небо Ниццы, белоснежные пластроны джентльменов, обнаженные спины дам, легкий дымок египетских сигарет – все это восхитительно. Это может быть восхитительным даже тогда, когда больше ничего нет, ведь главное - ностальгическая атмосфера, моментальный снимок прекрасной ушедшей эпохи - вполне достигается и этими средствами. Но если к этому примешивается пошлость, то получается совсем другая история.
Это печальнейший вывод, но чувство меры Артуро Пересу-Реверте изменило. Все получилось слишком, чересчур: персонажи, ситуации, декорации, характеры, акценты. Макс невероятно хорош собой, танцует как бог, мастерски охмуряет дамочек всех сортов, обманывая их так элегантно, что те остаются довольными, разнеженными и даже благодарными. Мальчик из трущоб, схватывающий все на лету, сделавший себя сам - от блестящих лаком туфель до блестящих же - бриллиантином - смоляных волос. Авантюрист, соблазнитель, знаток танго, вхожий в лучшие дома и грязнейшие кабаки, шпион и немножечко рыцарь - не слишком ли много ролей для одного персонажа без риска сделать из него карикатуру? Меча, правда, и того хуже. Перес-Реверте и всегда тяготел к типу роковой женщины, но тут просто превзошел себя и заодно границы хорошего вкуса. Меча красива до умопомрачения, умна и проницательна, с тонким вкусом и достоинством потомственной аристократки, но при этом порочная и страстная, тяготеющая к изучению темных закоулков своей загадочной души. Леди в гостиной, шлюха в спальне, настоящая женщина до мозга костей, сочетающая в себе хрестоматийные черты femme fatale. Этот образ и, боюсь, авторский идеал, не просто нежизнеспособен - он пошлый, вульгарный и очень скучный. Описания всех нарядов Мечи, ее бесчисленных сигарет и чашек кофе, просверки ее янтарных глаз - до оскомины.
В какой-то момент роман просто перестал быть интересным. Он разонравился полностью. До середины еще держался, но потом безвозвратно свернул на очень нехорошую тропу безвкусной мелодрамы, дешевой романтики, бульварного шика, убого-эротических сцен и откровенных нелепостей. Очень, очень жаль.