Рецензия на книгу Заводной апельсин от vladislava
Не зря говорят, с каким настроением за работу принимаешься, такой же результат получишь в итоге. Этот роман автобиографичен, Бёрджесс вложил весь свой негатив, всю свою боль в это поражающее своей омерзительностью произведение. Для меня было удивлением, что прототипом писателя, чью жену на его же глазах насилует Алекс и его шайка, является сам Бёрджесс и его жена. Остается только посочувствовать автору и его жене и понять, чем мотивировано столь обескураживающее содержание романа.
Мне кажется, что у меня до сих пор держится устойчивое ощущение тошноты и привкуса мерзости от «Заводного апельсина». Главный герой – Алекс, не то что не вызывает никакой симпатии, он с первых же строк вызывает в тебе желание устранить этого кретина с этой книги. Но все же если бы не он, произведение не вызвало бы такой резонанс.
Полностью согласна со своей одногруппницей @koheiri_kuroda по поводу того, что изначально смущают все эти слэнговые словечки, которые написаны латинскими буквами, из-за некоторых приходилось даже стопориться при прочтении.
Отдельно хочется обратить внимание на структуру. Роман разделен на три части, в первой части главное составляющей являются Алекс и его шайка с их злодеяниями во всей красе, во второй – прозябание Алекса в тюрьме и третья – как, наверное, хотелось бы всем читателям чудесное исправление Алекса, но увы «хэппи эндом» здесь и не пахнет. Видимо Энтони Бёрджесс специально хотел показать, что истинное зло ничто и никогда не исправит.
Если обратить внимание на судьбы всех членов банды, то, наверное, это прямая иллюстрация того, что происходит с подобными личностями с течением времени. Стоит отдать должное за отличные психологические портреты и за анализ так называемого жизненного пути данных героев.
Подводя итог, хочется сказать, что я абсолютно не знаю, как мне оценить это произведение. С одной стороны, во время и после прочтения у меня было четкое чувство отвращения к тому, что я читаю, а с другой, наверное, именно этого эффекта автор и добивался, показав всю жизнь без прикрас. Поэтому выносит четкий приговор о том, положительная эта рецензия или отрицательная я не могу. Пусть каждый, кто захочет прочитать эту антиутопию решит для себя сам.
P.S. Видимо антиутопии и тем более контркультура – это совсем не моё. Сколько бы не бралась, ни к чему моя душа не ложиться. Еще со времен школьной программы, когда надо было читать Замятина «Мы», пытаюсь найти хоть что-то , что в этом жанре понравится. Поэтому старательно берегу «1984» Оруэлла, опасаясь очередного разочарования.