Рецензия на книгу Тошнота от alexandra_ishkova
Рассуждать о классике, особенно о той, что «на слуху», да еще и с философским смыслом – крайне сложно.
С одной стороны, хочется много говорить о глубинном смысле, сути вещей и устоев, но с другой стороны – зачем? Критиков и искателей смысла хватает.
Расскажу о книге, как о книге, а не о философском трактате.
Первое впечатление – книга очень похожа на «Улицу темных лавок» П.Модиано. Герой копается в себе, плюс ко всему – акцент на вещи и предметы вокруг, то, на что падает глаз. Восприятие у героев, конечно, разное. В «Тошноте» - это скорее отвращение к окружающему миру, сродни тому, что возникает при шизофрении. Вторая книга, которая мне пришла в голову, когда я перечитывала Сартра – «Завтра я всегда бывала львом», как раз о шизофрении.
Когда я читала эту книгу в первый раз, довольно давно, автор, с его философией, был мне ближе. С тех пор многое изменилось, но все также приятно читать описание внутреннего мира и хода мыслей – язык доставляет удовольствие, ты будто медитируешь, читая все эти строки. Следующее на сто обращаешь внимание – повествование вне времени. Вернее, эпоха, антураж – не важны. Хотя конечно при более внимательном отношении обращаешь внимание на 1930е годы, все эти пластинки, кафе, может быть даже наряды. Отношение к сексу, опять же, весьма вольное уже в те времена, хотя, казалось бы, еще рано, все должно быть степеннее.
Герой мне не нравится. С моей точки зрения, без философии и прочей ерунды – он просто бездельник, который мается от безделья. Не работает, не решает никаких серьезных проблем, все у него в жизни спокойно. Ну, был влюблен, потом не стал. Ну, путешествовал – похоже, думать о хлебе насущном ему совсем не нужно, вот и получается, что делать-то человеку нечего, занятия он себе придумать не может. Книга не пишется, да и нужна ли ему книга? Он ее пишет даже не ради того чтобы заработать, а просто так. Делом бы занялся, приносил пользу обществу.
И еще интересный вопрос: вот есть герой Самоучка, представленный эдакой посредственностью, но все же в его уста вложена истина, которую сам автор в конце подтверждает: творчество необходимо чтобы его оценили, в пустоту творить нельзя.