Рецензия на книгу Орландо от id286745705
Роман «Орландо» завораживает своей атмосферой. Язык и стиль повествования изящный, витиеватый, не лишенный иронии; в каком-то смысле — насмешка над биографическим жанром; роман-игра, мистификация; символизм, модернизм и импрессионизм в прозе. Жизнь течет медленно, эпоха следует за эпохой (роман охватывает целых 350 лет, три эпохи в Англии - Елизаветинскую, Реставрации, Викторианскую), меняется место действия, герой/героиня сталкивается с самыми разными сословиями людей. Орландо идёт по жизни и ищет свое место и себя в ней. Сменяются увлечения и возлюбленные, со сменой эпох меняются обличья Орландо, то он(а) придворный Елизаветы I, её фаворит, то неудавшийся поэт, то путешественник, посол, политик, светская дама, отшельница, и снова поэт... Множество «Я», множество проявлений личности, однако, Орландо всё равно остается собой, даже внезапная смена пола (никого, надо сказать, не удивившая) не меняет сущности характера. Не меняются и люди, зачастую разочаровывающие, пустые, не способные дать ответа (стать ответом) на жизнь Орландо.
Какова основная проблематика книги? Скоротечность жизни, её смысл, роль и место человека в историческом пространстве? Что такое литература и как стать хорошим писателем, как соединить литературу и жизнь? Всё это читатель найдёт в книге. Ведь проблемы и вопросы, на которых сосредотачивается Вулф, от эпохи к эпохе так же не меняются.
Лично мне была близка и интересна проблематика гендерная. Роман опубликован в 1928 году, феминизм в то время уже не был чем-то новым, но был безусловно актуальным. Первая волна феминизма была в самом разгаре, это движение осознавало себя и очерчивало свою проблематику. «Орландо» является значительным произведением на тему пола биологического и социального (гендера), и проявление гендерных моментов является одной из важных смысловых и художественных особенностей романа. Стоит отметить, что произведение это в каком-то роде биографично, и во многом описывает жизнь подруги Вирджинии Вулф Виты Сэквилл-Уэст, о чём можно судить как из биографии Виты, так и из писем Вирджинии к ней.
Через характер Орландо и его/её необычайные метаморфозы мы можем проследить, изучить и проанализировать сущность мужественности/женственности. По сути, Вулф показывает, что пол биологический не должен влиять на гендер, отношение к личности в обществе, ведь большинство людей (как Орландо, или Вита) могут, и совмещают в себе как «мужские», так и «женские» черты характера. Однако, Вулф неоднократно показывает, что женщины играли второстепенную роль, были (или, по крайней мере, должны были быть) зависимы от мужчин.
Так, например, в романе Орландо, ставший женщиной, получает иск о лишении собственности по двум причинам: она умерла, и она женщина (кстати, в жизни Виты был подобный эпизод, она не могла получить наследство после смерти своего отца, т.к. являлась женщиной). В то время, как мужчины должны были заниматься войной, политикой, хозяйством, поэзией, наконец, женщины были созданы для любви и забавы. Орландо, уже ставшая женщиной, предпочитает размышления, литературу, встречи с поэтами, становится их покровительницей, с добротой и справедливостью относится к окружающим. Но она не ведет себя, как должна себя вести женщина, что наводит на мысль, что «Орландо была из тех чудищ, которые не способны любить». Вот они, гендерные стереотипы (которые, кстати говоря, до сих пор живут в головах многих наших современников). Вирджиния Вулф эти стереотипы размывает, смещает, стирает. Заметьте, что Орландо-мужчина обладает полным набором женских стереотипных качеств: стеснительный, капризный, застенчивый, робкий, чувствительный, мечтательный... Орландо-женщина, надо сказать, во многом более успешно и мудро справляется со своей жизнью, да и писатель из неё лучше, чем из Орландо-мужчины.
Возможно, кому-то роман покажется запутанным и скучным. Однако, я уверена, что терпеливый читатель найдет там для себя что-то близкое и интересное: атмосферу, описание различных эпох, красивый литературный слог, ответы на вопросы творчества, любви, самопознания, общественных стереотипов. Ну, или просто насладится интересной и необычной историей.
Спасибо за хорошую рецензию! Судя по всему, очень интересное произведение. У меня с Вулф сложно получается: каждый раз она меня интригует, каждый раз читаю и каждый раз не вполне уверена, что все поняла. Буду пробовать с "Орландо")
@obukhova, вот и у меня тоже какие-то противоречивые чувства оставляет после себя Вирджиния. С одной стороны "Миссис Дэллоуэй" - на мой взгяд, наикрасивейший роман, с другой - "На маяк", который я читала из-под палки. Ну и как тут разобраться?
@eseshka, а меня "На маяк" ввел просто в какое-то медитативное состояние) Вообще, модернизм - это особая история, не все входят с ним в резонанс. У меня редко получается, но очень хочется.
@obukhova, спасибо за комментарий!
Насчет понимания в подобной литературе не стоит беспокоиться, там всегда очень много и пластов повествования, и смыслов, что речь уже идет даже не о понимании, а о тех интерпретациях, которые читатель может дать. Каждый видит и понимает темы, интересные именно ему.
А из Вулф я, стыдно признаться, больше ничего и не читала.