Рецензия на книгу Свет в августе от russell67
"Ибо таково уж счастливое свойство ума - забывать то, чего не может переварить совесть".
Очень странное произведение, которое написано сколь прекрасно, столь я чувствую себя обманутым и обескураженным в финале романа. Это совершенно, на первый взгляд, другой Фолкнер. Фолкнер, который не использует свой любимый "поток сознания" и его стандартных мастерских приемов постмодернизма в привычном для его прозы количестве я не заметил. Наоборот, классический реализм. Интересные истории и яркие, красочные персонажи. И несмотря на обилие героев и их разные биографии автор молниеносно и очень естественно соединяет их судьбы в единый роман.
Я, наверное, впервые могу от начала до конца пересказать все истории абсолютно каждого героя в отдельности. Более того, теперь я знаю основную тему, которую постоянно поднимает в своей литературе этот замечательный автор. Расизм, расовые предрассудки, религиозный фанатизм, безысходность и несправедливость в жизни и оценка военного времени и жизни Старого Юга.
Но Фолкнер не был бы Фолкнером, если бы меня не обманул во второй половине романа. Вот, только представьте, используя все свои способности и мастерство настоящего автора позднего модернизма Фолкнер разными ответлениями рассказывает мне ряд биографий. Биографию девушки, которую беременной бросил несостоявшийся муж, падшего священника, которого после суицида его бедной жены жестоко осудило все общество, а также два странных рабочих, один из которых тот самый муж, а другой белый человек, в котором по его мнению течет негритянская кровь. И обоих героев приютила странная защитница негров - местная Северянка. И еще есть один персонаж, с которым наша героиня спутала своего сбежавшего возлюбленного и который с первых минут влюбляется в падшую героиню, которая да бы разыскать отца сыну проделала пешком очень длинный и извилистый путь.
И в результате все сюжетные линии мастерски сводятся к биографии белого негра. Историю, читать которую действительно интересно. Каждая поднятая тема находит весомое место в его ужасной судьбе. На протяжении всего повествования автор старательно заставляет полюбить Кристмаса, которому всегда и все время так не везло , и над которым жизнь всячески так издевалась. Но потом одним махом Фолкнер разворачивает мое отношение к нему на 180 градусов и я понимаю - перед нами чудовище. Действительно нестандартный подход к описанию проблемы "белых и негров". Все классики, та же Харпер Ли, всегда всей своей драматургией говорили нам, как угнетают этих несчастных чернокожих. А тут человек совершил поступок, которому нет оправданий. Но с другой стороны и люди не меньше грешили по отношению к Кристмасу и то же самое можно сказать о судьбе рода той самой загубленной этой жизнью Северянки.
Непростые отношения давно размазаны варварством Сараториса. Одноименную книгу я обязательно прочитаю. Религиозным и неоправданным фанатизмом, который приравнивается в послесловии варварству. Все лица, которые видит в финале умирающий священник в крови и на каждой совести возложена чья то ужасная участь. Собственными кровавыми руками возложена. А уж Шекспировская история семьи Кристмаса. Сумашедшего фанатика деда и несчастной женщины, которая просто хочет увидить дитя и чтобы оно умерло через повешанье, но не в виде народной расправы.
Тем самым медленно, но верно жестокость и бесчеловечность с каждой страницей к финалу растет и достигает животных античных масштабов. Страдания очищают и Фолкнер заставляет всех нас страдать. В первую очередь читателей. Достоевский отдыхает, правда стиль очень похожий. Даже в описании и использовании параллельных судеб мимолетных второстепенных героев. Но потом наступает переломный момент. Фолкнер прививает своему читателю толстокожесть. Если человек не может что то пережить, он это как правило забывает. Так устроена наша психика. И вот это и илюстрирует нам господин Фолкнер. В то же время он показывает к чему может привести воспитание, построенное на фанатизме, что абсолютно не важно негр человек или белый, если он по жизни дурак. Это тема поднята в тех же самых "Похитителях". А так же автор показывает не в первый раз довольно странное доминирование женщины над мужчиной. Его олицетворение мужского начала выглядит , как панический страх перед женщиной, которой плевать в жизни на что либо, главное комфортно и естественно мимикрировать в этом мире, используя особенности более серьезного отношения к этой жизни этого несчастного мужчины. Как то все это попахивает некоторым женоненавистничеством. И это не первый роман Фолкнера, который отдает подобным оттенком. Финал Крисмаса и другого главного героя - тому прямое доказательство!
В результате получился прекрасный добротный реалистичный роман, который подпорчен излишней безысходностью, которую так любит описывать в своих романах Великий американский писатель Уильям Фолкнер. Это очень удобный прием для наиболее удачного использования его незаурядного таланта. Но здесь классик, на мой взгляд, не чуточку переборщил.
Мрачная шутка гения.
Нельзя предать женщину, у которой есть ребенок; муж матери - отец он или нет - уже рогоносец.
Но я после перерыва обязательно продолжу читать любимого Фолкнера! Тем более, что судя по всему "Осквернитель праха" будет логичным продолжением обозначенной темы. Ну, и конечно же Сараторис. Я уже столько знаю фактов из его кровавой биографии благодаря роману "Свет в августе". Лучший роман Фолкнера, если бы не финал Крисмаса...
И только перечитав написанную рецензию и снова прокрутив роман в голове приходишь к мысли, что роман посвящен некоторой ненависти ко всей прекрасной половине и части всего человечества. Насильственная смерть Северянки и финал беременной Лины весьма неслучаен...