Рецензия на книгу Пражское кладбище от melfry
Старое еврейское кладбище в Праге. "Нагромождение плит и камней". Не самый красивый, но интересный памятник в Праге. А еще и очень страшный. Еврейский квартал в Праге сохранился только благодаря тому, что именно его нацисты планировали сделать музеем исчезнувшего народа и заставляли еврейских ученых подбирать для него материалы. Зная эту историю, как-то смотришь на все эти могильные плиты иначе... Поэтому, я думаю, Умберто Эко выбрал для своего романа это название не только из-за того, что именно на Старом еврейском кладбище главный герой расположил место действия одного из своих "подлинных сочинений". Это, как мне кажется, очень сильный намек на то, к каким огромным трагедиям привели в итоге увлекательная игра в заговоры, удовлетворение своих мелких личных интересов и жажда наживы.
Автор предисловия к роману - его переводчик - достаточное внимание уделила тому, что Эко обвиняют в отсутствии осуждения появившемуся из-под пера вымышленного капитана Симонини реальному тексту Протоколов сионских мудрецов. Но, наверное, не почувствовать авторского отношения не мог только очень неэмоциональный и очень невнимательный читатель. Эко не осуждает прямым текстом - он высмеивает, доводит ситуацию до абсурда и очень тонко издевается над теми, кто верит фальшивкам, типа этой. Смех вызывает хотя бы то, что получается, что теневыми авторами якобы "подлинных" документов стали авторы приключенческих романов Эжен Сю и Александр Дюма-отец, которые, конечно, ничего такого не предполагали.
Помимо этого, Эко очень сильно подтрунивает над общественным мнением. Он препарирует любовь людей к теории заговора - это ведь так легко, не решать свои проблемы самим, а найти какого-то врага, который во всем виноват. Точно также - ничто так не сплочает, как общий враг. Достаточно только его найти. В качестве врагов поочередно побывали иезуиты, масоны, евреи - в зависимости от политической ситуации. Евреям не повезло больше всех, потому что их ненавидело больше людей - хотя бы из-за того, что они не похожи на них. Другой причины просто нет - ни один из авторов антиееврейских "произведений" в книге с живыми евреями вообще не общался (кроме дедушки главного героя, но его собеседника никак нельзя назвать показательным примером). И вот это последнее - парадокс - ненависть к кому-то абстрактная и беспричинная - еще одно доказательство ее абсурдности и доказательство авторского посыла, о котором я писала выше.