Рецензия на книгу Смерть в Венеции от liu

Сложно, очень сложно мне было приступить к написанию рецензии на это удивительное, красивое и странное творение немецкого интеллектуала.
"Смерть в Венеции" небольшая по объёму, но такая многогранная, с философской направленностью, располагающая к внимательному чтению, размышлениям, копанию в произведении и такая... в общем, пробуждающая синдром поиска глубинного смысла. И мне весьма далеко до филологов и их обсуждений этой новеллы, но поразмыслить о ней было всё равно интересно.
В первую очередь хочется сказать об утончённом и богатом языке. Манн вообще славится использованием редких слов, оригинальными построениями, он как будто выжимал из родного языка всё до последней капли. Он мастер слова и остаётся только сокрушаться о невозможности (пока что) прочтения в оригинале.
Главный герой новеллы - Густав Ашенбах - известный писатель, всю жизнь упорно трудившийся и этой своей упорностью добившийся признания. Не позволяя себе размениваться на мелочи и отвлекаться, неустанно шлифуя своё мастерство, он был настоящим слугой искусства. Он вёл свою битву со слабым здоровьем, страстями и не отступал от своего изнуряющего творческого пути. И вот на склоне лет, успешный, признанный, он пускается в неожиданное путешествие в Венецию. Захотелось старому мужчине перемен. Так сильно захотелось, что он взял да и влюбился в необычайной красоты польского мальчика-подростка. Это и есть каркас произведения и основной сюжет.
Но при всей тривиальности такого оборота событий, произведение до краёв наполнено другими ингредиентами. Чего только стоит описание Венеции до тончайших деталей - цветов, запахов, настроений, случайных прохожих. А потом эта разразившаяся холера, и ситуация с ней, добавившаяся чувства стыда и вины писателю. Ну и конечно, безудержный символизм тех же запахов, цветов и случайных прохожих, или, например, демонический сон Ашенбаха - просто находка для Фрейда.
Сам Ашенбах - это многослойный собирательный образ. Он и сам Манн, так как прослеживаются автобиографические моменты, и Вагнер, и Гёте, и, что особенно меня заинтересовало, Густав Маллер. Ашенбах наделён чертами и внешностью немецкого композитора, и его сжигающей и съедающей службой искусству. Кстати, это всё немцы, и получается, что Ашенбах - это образ немецкого художника, творца, слуги искуссва, да даже целого пласта немецкой культуры.
По поводу вспыхнувшей страсти старика к мальчику, она описывается подробно и во всех деталях и при этом весьма целомудренно. Это поклонение самой красоте, это что-то эстетическо-эротическое. И по этому поводу есть много отсылок к беседам Сократа с Федром из диалога "Пир" (надо кстати перечитать).
Это новелла-загадка, она очень напомнила мне монументальные музыкальные произведения. Например, симфонии того же Маллера. Подобно таким произведениям, в "Смерти в Венеции" можно найти целый ряд важных лейтмотивов и образов, контрастных тем, модуляций. Она полна сложных и завораживающих гармоний, которые я с легкостью бы услышала в музыке, но в литературе я всё-таки любитель, а не знаток.
А теперь я Вас огорчу: это это некоторым филологам далеко до вас)
Это произведение явно не для разового прочтения, по крайней мере для меня, потому что я помню только ощущения, которые она оставила, но вовсе не сюжет.
@rina_rot, как вы меня радостно огорчили, спасибо) Это точно не для разового, у меня всё параллели с музыкой, там ведь тоже часто чтобы понять произведение, нужно его прослушивать бесконечно, ну или самому играть. А ещё что-то у Манна читали? Я вот "Волшебную гору" начинала давно ещё, не пошла, кажется, маленькая для него была...
@liu, Тонио Крёгер и Будденброки. Второе понравилось больше.
@rina_rot, беру на заметку =)