Рецензия на книгу Искупление от lorikieriki

1935 год. Лето. Загородное имение семейства Толлис. Младшая дочь, Брайони, поглощена своими пьесами, в которых она всегда выступает в роли главной героини. Старшая дочь, Сесилия только что закончила колледж, но пока не знает, что делать дальше и мается от безделья, постоянно вступая в перепалки с Робби – протеже ее отца. Отец постоянно на работе, а мать постоянно страдает от мигрени. Долгий жаркий день, ленивые разговоры у бассейна, а вечером непременно будут гости – старший брат Леон со своим другом Полом Маршаллом, ужин, и музыка, и спектакль по пьесе Брайони с кузиной Лолой в главной роли. Жизнь приятна, легка и беззаботна и кажется, что так может быть всегда.
Но именно в этот день все изменится – неотвратимо, безвозвратно, жестоко. Малышка Брайони обожает порядок, она на нем помешана. Все вокруг нее, в ее жизни и жизни близких должно идти по воображенному ею идеальному сценарию. Девочка пишет пьесы, заставляя родных и близких разыгрывать их. Разумеется, наличие таких способностей, а также самолюбия означает, что главные роли – всегда ее, ведь все пьесы – о ней. В какой-то момент ей кажется, что не обязательно писать пьесы, воплощая в них жизнь, можно изменить саму жизнь в соответствии со своей фантазией.
Одна фраза – и Брайони снова в центре внимания, одна фраза – и жизни многих людей меняются бесповоротно. Она считала, что знает все лучше всех, что может твердой рукой привести своих близких, свою сестру, к настоящему, по ее мнению, счастью. Только вот жизнь не роман, финал всегда будет написан не тобой и исправить ничего нельзя, даже если будешь очень-очень стараться. Две маленькие глупенькие девочки – Лола и Брайони, которых никто не научил тому, что такое хорошо, и что такое плохо. Они не первые и не последние из тех, что разрушают походя человеческие жизни, но от этого их поступки не стали менее мерзкими. И одновременно их обеих очень жаль.
Мне не кажется, что Брайони прожила счастливую и безмятежную жизнь. Сам факт того, что она сочла нужным таким образом оправдаться, говорит сам за себя. Чувство вины мучило ее годы и годы. Никакого искупления нет и не будет, как бы ей не хотелось думать иначе. Хуже того, она так ничего и не поняла, занимаясь нелепым самооправданием.
Когда я читала третью часть, мне все время казалось, что Брайони рисуется, ее страдание, ее переживания наиграны, это просто очередная роль. Когда она думает о том, что Робби, возможно, погиб во Франции, все, что ее беспокоит, это что ее вина усугубится. Все для того, чтобы она страдала еще больше. А как она жаждет среди раненых увидеть Робби, чтобы он молчаливо простил ее, благодаря за спасение?
Редко попадаются книги, где ты так переживаешь за героев, что горло перехватывает. Не знаю, что благо в таком случае – знать финал или не знать. Но я-то знала, знала… “Любовь выжила и восторжествовала”, да, Брайони? Какой самообман, какая насмешка.