Рецензия на книгу Заводной апельсин от malena

«Заводной апельсин» - острый социальный роман, посвященный подростковой преступности. Главный герой - яркий представитель поколения «malltshipalltshikov» и поклонник творчества таких великих композиторов, как Людвиг Бетховен, Моцарт и т.д., пятнадцатилетний Алекс. Он - «ещё одна жертва века», как сказал идейный Ф.Александр, и я, честно говоря, не разделяю отвращения остальных читателей к герою. Он живёт лишь по жестоким законам «надцатых», которые закрепились в альтернативном мире Бёрджесса. Алекс, как подросток, занимается тем, чем и его сверстники. Поколение «надцатых» за стаканом молока, смешанного с наркотическими веществами, хладнокровно разговаривает о том, как провести вечер в занятии кражами и насилием, а после спокойно попивать виски с пожилыми дамами. Коротышка Алекс и его трое приятелей одни из многих. Бёрджесс в своём произведении не описал ни одного подростка с положительной характеристикой. Их просто нет в мире Алекса. Как по мне, так Бёрджесс показывает такой стиль жизни, как веяние моды. Не зря дано описание внешнего вида героев, в которых неотъемлемым предметом является цепь или бритва. Я не оправдываю поведение Алекса. Альтернативный мир Бёрджесса жесток. Но... насколько он альтернативен? Например, в девяностых годах прошлого века творились вещи соизмеримые с рассказом Алекса о его «деяниях» в первой главе, а в настоящее время подростки меряются количеством порезов на запястьях. Просто никто не хочет замечать, что написанная Энтони Бёрджессом дистопия в 1965 году, выходит за рамки словосочетания «альтернативный мир». Кто виноват? Мне кажется, что автор ярко проиллюстрировал на примере Алекса, как становятся «malltshipalltshikami». Бёрджесс показывает три возможных исхода для тех, кто воспевает насилие как наслаждение, в дальнейшей жизни Джорджика, Пита и Тёма. Но автор ставит перед читателем ещё один вопрос этического и нравственного характера. «Что нужно Господу? Нужно ли ему добро или выбор добра?» - спрашивает тюремный «свищ».
Мне понравилась книга. Энтони Бёрджесс открылся для меня не только в качестве талантливого писателя, но и в роли грамотного психолога. (Внимание, милые, кто не читал данное произведение, перейдите к следующему абзацу во избежания спойлеров). Например, моменты, как сцена в «biblio» или в квартире З. Долина, лишний раз доказывает, что стремление к отмщению вызывает крайние формы жестокости. Пострадавшие не знают слов «прощение» и жалость». Они предпочитают занять роль палача, ответить жестокостью в настоящем на жестокость в прошлом. Автор затрагивает вопрос и об отношении к заключённым в гос.тюрьмах и исправительных лечебницах, показывая, как из Алекса герой превращается сначала в «номер 6655321», затем вовсе становиться «нашем объектом», подопытным кроликом.
Эстетическое наслаждение среди насилия читатель вряд ли найдёт, но к чтению данное произведение практически обязательно. Ведь «Заводной апельсин» показывает те моменты, на которые мы привыкли закрывать глаза.