Рецензия на книгу Тотто-тян, маленькая девочка у окна от neveroff
Ну вот он, мой дебют в японской литературе! Хотя эта книга, строго говоря, и не литература вовсе, а мемуары звезды японского телевидения о своем детстве и рассказ настоящем Педагоге Сосаку Кобаяси, который изучив традиционную японскую систему образования и разнообразные европейские и американские системы, основал частную начальную школу "Томоэ".
Эта школа очень необычная. Начать с того, что она размещена в вагонах поездов, что уже привлекает и удивляет маленького ребенка, раскрепощает его и превращает стандартное строгое обучение в интересную игру. Но внешняя сторона это ерунда. Главное - внутри. В-первых, отношение взрослых к детям - с одной стороны уважительное, как к равным, а с другой - направлено на то, чтобы разглядеть в каждом маленьком человеке его лучшие стороны. В-вторых, в школе много "не таких" детей. Не только таких как главная героиня - непосед и почемучек, срывавших занятия в обычных классах, но и имеющих физические недостатки, например, упоминаются мальчик с дефицитом гормона роста, мальчик хромой после полиомиелита, а также гидроцефал. И вот обычные ребята учатся между делом уважать недостатки других людей и находить достоинства. Кроме того, даже конкурсы и соревнования строятся так, чтобы даже калеки могли побеждать в них, ИСПОЛЬЗУЯ свои недостатки. В-третьих, бассейн. Голышом. Я сначала не понял, но потом дошло - насколько для японской культуры это прогрессивно. Тем более, не только мальчики и девочки быстро привыкают не заморачиваться на "разнице", но и дети с недостатками в теле привыкают воспринимать себя такими как есть.
Но самое главное - это уроки. Я не могу передать насколько мне не хватало в детстве именно этого! А ведь так просто! Элементарно - дал учитель с утра ВСЕ задания на сегодня и ребенок САМ решает в какой последовательности будет их делать и чему уделить больше внимания, чему меньше. Не надо ждать, пока до одноклассников дойдет то, что понял 40 минут назад, скучать и выдумывать всякие непотребства. И, наоборот, не надо комплексовать, что ты не понял. Никто никого не подгоняет. Более того, такая система помогает учитьСЯ, а не тупо повторять за учителем. И самое главное - детки привыкают сосредотачиваться на своем деле, не отвлекаясь на других. А учитель может анализировать и с ранних лет определять наклонности ребенка. Очень крутая тема! Но, конечно, не выгодная ни одному государству этой планеты. Кому нужен думающий электорат...
О чем еще хочется сказать. Детство Тотто-тян пришлось как раз на Вторую мировую, когда Япония плотно воевала с Америкой и английский язык был официально запрещен. А в школе "Томоэ" дети могли самостоятельно его учить в игровой форме. Потому что им объясняли, что не бывает плохих языков или плохих наций, только конкретные люди. Как это отличается от традиционных росказней про "гипотетического врага". Мое уважение сансею Кобаяси, он же умный дядька был, понимал что его ждало, если бы информация об этом дошла до правительства...
И напоследок совет тем, кто возьмется читать книжку. Там сначала идет предисловие известного телекомментатора Владимира Цветова. Вот его читать не надо! Потому что Владимир Яковлевич, видимо, посчитал, что отечественный читатель настолько глуп, что сам не сможет понять книжку. Поэтому он, со всем присущим трудолюбием, разжевал и проспойлерил всю книжку, что несколько подпортило то светлое чувство, с которым она была написана.
Мне особенно понравился в книге момент про конкурсы и соревнования. И девочка забавная)
А я начала было читать предисловие, но потом бросила, до спойлеров тогда, по-моему, не дошла.
@rina_rot, спойлеры это я, может, загнул. Но он берет эпизод и разжевывает его - как это круто. Потом другой. В общем, как я в рецензии)))))
А мне про дерево понравилось, если не брать именно школьный процесс. А так - именно уроки.
Но, конечно, нужно делать скидку на поколение...
А, еще очень крутая фраза в послесловии. Про то что книга вышла именно в тот день, когда был принят закон о полицейских на выпускных в школах...
С каким удовольствием я Вашу рецензию прочитала! =) И опять звоночек, что с предисловиями нужно быть осторожнее. Я читала эту книгу лет 10 назад, и она меня сильно тронула, мне так хочется на неё рецензию написать, но для этого всё же нужно её перечитывать. С дебютом в японской литературе =)))
@liu, спасибо))) Я за полтора вечера прочел, Вы тем более быстрее обновите воспоминания)))
Благодаря вам, @neveroff, я часто открываю для себя что-то новое. Но, как бы это странно ни звучало, я только сейчас почувствовала, что этой рецензией мы с вами остались "в расчете". Помните, как вы "познакомились" с Асадовым? Так сейчас и я: вашей рецензией воодушевилась настолько, что захотелось прочитать эту книгу и, возможно, когда-нибудь поставить ее себе на полку.
Когда-нибудь обязательно прочитаю) Книга меня заинтересовала благодаря вашей рецензии)
вот не зря я никогда не читаю предисловия
@small_hatter, конечно, помню, Вы же крестная мама Асадова для меня))) Ну или литературный агент, если так больше нравится. Но в расчете будем когда прочитаете и останетесь довольной))
@oksanamore, спасибо! Книга небольшая, можете надолго не откладывать))
@loki, правильно делаешь. А я часто сую туда свой нос: вдруг что-то такое расскажут, что прям вау. Но чаще только вода или пересказ...))
@neveroff, тогда в ближайшее время начну читать)
Ко мне можно на "ты")))
А как получилось, что подпольная школа осталась незамеченной?)
@loki, а я читаю предисловия, но только после того, как всю книгу прочитал)
@oksanamore, договорились))
@nikfrock, все просто - директор (он же основатель) осознанно избегал рекламы и даже запрещал журналистам фотографировать и писать про школу. Продержались около 8 лет так, потом во время войны бомбежка все разрушила.