Рецензия на книгу Бесцветный Цкуру Тадзаки и Годы его странствий от mause

"Крутой, хладнокровный дружище Цкуру, который всегда шел своей дорогой и не старался ни на кого походить."
Начну с того, что книга вышла в этом году и досталась мне совершенно бесплатно, а именно за ридлики накопленные кропотливым трудом и полуночным написанием рецензий. Так что, можно сказать, что я заплатила за эту книгу синяками под глазами и стертыми клавишами клавиатуры. И как только она попала мне в руки, я проглотила ее за неделю и, конечно же, пришла в восторг (было и замешательство, но об этом позже). Но писать рецензию мне было лениво. И я рада этому флешмобу, который дал мне пинка для этого отзыва.
Японская литература, в своем большинстве, очень специфическая. Тут, конечно, нечему удивляться, так как от азиатов ожидать чего-то другого бессмысленно. Есть какой-то психологический барьер, который мешает мне, простому русскому человеку, прочувствовать переживания этих людей, понять их расстановку приоритетов и, тем более, их безумную зависимость от общественного мнения. И наверное ключевой аспект - это их замкнутость. Это чувствуется даже в книгах. Внутренний мир героев, зачастую, вырисовывается как-то поверхностно, чего-то не хватает и остается ощущение пустоты, недосказанности. Но с Мураками все иначе. Он смог преодолеть этот национальный барьер. Смог стереть эти рамки. И его книги я, действительно, понимаю целиком и полностью и очень люблю.
Чтобы понять Мураками, чтобы услышать, то что он хотел сказать, чтобы ощутить все то, что он считал важным выразить в своих книгах - надо быть человеком, который может придти на станцию, чтобы просто посмотреть как уезжают поезда. Нужно чувствовать что-то очень близкое по отношению к его героям, надо быть ими. Думаю, это правило применимо к книгам не только этого автора.
В литературе, как и в музыке, ты принимаешь произведение, если оно совпадает с твоим мироощущением. Так что любая оценка очень субъективна и, возможно, мои восторги - это просто последствия моего видения мира. Но вот, что касается качества прозы, то тут все, как всегда, на высоте. Построить такую гармоничную структуру изложения мог только японец, и именно эта атмосфера гармонии помогает читателю почувствовать дух Азии и культуру Японии в этой книге.
Далее по сюжету. Цкуру Тадзаки, следуя совету своей девушки, пытается разобраться в прошлом, чтобы обрести душевное равновесие. Когда-то он был частью компании неразлучных друзей, но однажды друзья отвернулись от него не объяснив причины, а он не стал ничего выяснять, просто закрылся и постарался пережить это, потеряв часть себя. У четверых его друзей были цветные фамилии, а сам он считал себя бесцветным, и это угнетало его. Но он и не предполагал, что остальные не считали его таковым, потому что он был клеем, и подобно клею он не имел цвета, но был незаменим и жизненно необходим этим людям. И когда они отреклись от него их союз расклеился и вся компания распалась. Но об этом Цкуру узнает, лишь 20 лет спустя.
Финал книги остается открытым, вернее остается открытым финал любовной линии. Я привыкла к манере письма Мураками, так что для меня это было совершенно не удивительно. Он всегда ведет параллельно несколько сюжетных линий, но основная всегда одна. И ее он всегда доводит до логического конца, а побочные зачастую оставляет открытыми. Тому есть несколько причин.
Первая: каждый воспринимает книгу по-своему, поэтому финал у каждого свойт и зависит от личного восприятия.
Вторая: он не считает нужным закрывать эти линии, чтобы сохранить какую-то интригу. Потому что в жизни как раз бывает так, что мы получаем ответы далеко не на все вопросы, что-то так и остается тайной. Есть мысль которую он выводит через эту линию, и эта и есть вся ее функция.
Были еще моменты, которые показались мне излишними. Это моменты с пометочкой 18+
Я знаю, что для Мураками это норма. Азиаты вообще любят лепить постельные сцены где только могут. Это опять же издержки менталитета и культуры. Но все же, с обилием этих сцен он погорячился. То ли, до сих пор, всем не дает покоя слава 50ОС или он хотел повторить успех "Норвежского леса"... этого мне не понять. Для меня это маленький минус, для кого-то большой плюс. Но мне бы не хотелось, чтобы Мураками поддавался это "новому веянию".
Окончательный вывод: как всегда, гениально.
Когда живёшь во времена макулатуры, вроде 50ОС или 50ДДС, которую именуют "книгами", начинаешь действительно ценить качественную прозу. И очень хочется просто сказать "спасибо" таким авторам как Мураками. Спасибо, что есть произведения в современной прозе, которые достойны называться "Литературой". Спасибо Японии за такого прекрасного и вдохновляющего Харуки Мураками.
Кругами ходила мимо этой книги в магазине со дня ее выпуска, но Ваша рецензия настолько... вдохновляющая и красивая, что думаю - пора, пора купить, прочитать и успокоиться :D
Спасибо за такую хорошую рецензию :З
Купила ее чуть ли не в день поступления в продажу, в итоге до сих пор лежит в хотелках=D
@Rant, огромное спасибо за такие теплые слова :з Безумно приятно )))
прочитайте обязательно, прекрасная книга ))