Рецензия на книгу Благоволительницы от mine

О связи между миром цифр и миром трупов. (с) Алексей Цветков
Какой может, по вашему мнению, оказаться книга, где под одной обложкой сочувствие идеям национал-социализма, и яркие сцены гомосексуальных отношений, смакование методов геноцида, инцест, и каннибализм?
Его сравнивали по значимости с "Войной и миром", поносили за бессвязность и многословие, перепроверяли прецизионно достоверность и согласованность фактов, присудили Гонкуровскую премию и обязательно еще неоднократно предадут анафеме. Одно можно сказать - равнодушным он никого не оставит. Роман.
Пронзительный. Пугающий и неожиданно понятный.
Слышали, наверняка, про пресловутое Окно Авертона, "технология легализации непотребств". Здесь вам не Борис Васильев, господа! Хотя офицеры присутствуют во множестве. Рядовые немецкие офицеры службы безопасности СД, честно несущие службу отечеству, на их плечи была возложена тяжелая миссия - "окончательное решение еврейского вопроса", отработка технологий уничтожения. И тяжело сразу признать, что они обычные люди, которых долг и моральные устои, сталкиваясь в неразрешимом противоречии, ломают, калечат, умертвляют, не убивая физически.
Несколько проще читать после Юлиана Семенова, тем более, что романы Литтелла и Семенова очень близко соприкасаются и перекликаются локациями, сюжетными линиями, персонажами (Кальтенбруннер, Шелленберг, Мюллер, Вольф). У Литтелла Мюллер ищет среди руководящий чинов СС "крота" - батюшки святы, да это же Штирлиц! Но совпадения случайны. Просто в обоих случаях была проведена огромная работа с архивами и документами, поэтому текст живет. Это не беллетристика, а ретроспектива нашего прошлого.
Время для такого романа пришло.
Благо времени прошло достаточно.
Роман-переосмысление. «Во многих случаях, <…> безнаказанный садизм и неслыханная жестокость <…> были всего лишь следствием чудовищной жалости, не нашедшей другого способа выражения и превратившейся в ярость, бессильную, беспредметную, почти неизбежно направленную на того, кто стал ее первопричиной». Не исповедь, но смертельная усталость человека, потерявшего равновесие в мире, летевшем в тартарары. Если вы родились в другую эпоху, благословите Бога и ступайте с миром.
"Мой след взяли Благоволительницы"...